14 декабря 2015 в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми состоялась пресс-конференция на тему: «25 лет антимонопольному регулированию в России. Четвертый антимонопольный пакет».
Руководитель Коми УФАС России Наталия Гуревская рассказала, что история антимонопольного регулирования берет свое начало с 14 июля 1990 года, когда был создан Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. С тех пор антимонопольный орган сменил несколько организационных форм и названий. В 2004 году была образована Федеральная антимонопольная служба, которой все эти годы руководит Игорь Артемьев. Полномочия ФАС России постоянно расширяются. Помимо собственно защиты конкуренции с 1995 года ведомство контролирует соблюдение законодательства о рекламе, с 2008 года – об осуществлении иностранных инвестиций, с 2006 года – о размещении государственных и муниципальных заказов, с 2015 года – о государственном оборонном заказе. В июле 2015 года упразднена Федеральная служба по тарифам, ее полномочия переданы ФАС России.
Антимонопольное законодательство все время совершенствуется и на сегодняшний день соответствует лучшим мировым практикам. Так, 5 января 2016 года вступает в силу закон № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», так называемый четвертый антимонопольный пакет. По словам руководителя Коми УФАС России, два основных посыла нового закона – снижение административной нагрузки на бизнес и переход на предупредительный контроль. Во-первых, будет упразднен реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке свыше 35 %. Включение в этот реестр предполагает существенное ограничение предпринимательских прав и предусматривает ряд дополнительных обязанностей. Во-вторых, будет расширен институт предупреждения и предостережения, что приведет к значительному сокращению количества дел в отношении предпринимателей и освобождению их от административной ответственности.
«С введением института предупреждения бизнес получил возможность оперативно устранить нарушение законодательства без наложения штрафов, ФАС – возможность возбуждать дела только после отказа хозсубъектов исполнять предупреждения, потребители – возможность эффективно и оперативно защитить свои права, для судов это означает резкое сокращение количества рассматриваемых дел», - отметила Н. Гуревская.
Кроме того, предупреждения и предостережения отныне будут выдаваться и органам власти. Если предупреждение не исполняется в добровольном порядке, то штраф для должностных лиц составит до 50 000 рублей, за повторное неисполнение – дисквалификация в судебном порядке. Другим важным нововведением станет механизм административного обжалования в сфере строительства. Если госорган или субъект естественной монополии задерживает выдачу разрешительной документации на строительство, нарушает сроки предоставления технических условий, создает другие необоснованные барьеры, то можно обратиться в антимонопольный орган. В течение 10 дней будет проведена проверка таких действий на предмет нарушений, виновные лица - оштрафованы, нарушенные права - восстановлены. Также в новом законе существенно расширены и детализированы статьи, касающиеся недобросовестной конкуренции. Еще одно существенное изменение – с нового года из-под антимонопольного контроля уходит защита интересов физических лиц, остаются - хозяйствующие субъекты и неопределенный круг лиц. Защитой интересов отдельных граждан будут заниматься органы прокуратуры, роспотребнадзора, жилинспекции.
По материалам пресс-службы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
Прикрепления: |