29 марта 2011 года Ивановское УФАС России признало
ненадлежащей рекламу финансовой услуги – банковского вклада «Новый год 2011»,
оказываемой ОАО «Банк Москвы», в связи с нарушением требований Федерального
закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», предъявляемых к рекламе финансовых
услуг. Ивановское УФАС предписало прекратить распространение с помощью средств
стабильного территориального размещения ненадлежащей рекламы данного
банковского вклада во всех регионах распространения рассматриваемой рекламы в
срок до 04 мая 2011 года. Внимание антимонопольщиков привлекла реклама договора
банковского вклада 10% (с названием «Новый год 2011»), при этом данная реклама
распространялась с помощью рекламной конструкции (щит 6х3 кв.м), в которой
выделено наиболее привлекательное для потребителя условие: процентная ставка по
вкладу – 10 %, выполненная красным цветом на белом фоне. Иные условия,
необходимые потребителю для принятия
осознанного решения по размещению вклада, напечатаны мелким, нечитаемым шрифтом
(черным цветом на темно голубом фоне), который не воспринимается человеческим
глазом, следовательно, прочесть и, тем более, уяснить указанные условия не
представляется возможным.
В решении Ивановского УФАС указано, что из смысла текста,
доступного для потребителей рассматриваемой рекламы следует, что зимой при
открытии вклада в Банке Москвы каждый вкладчик получит доход в размере 10% годовых
независимо от суммы, срока, валюты вклада. Однако, чтобы получить указанный в
рекламе процент по вкладу необходимо внести сумму не менее 30 000 рублей на
срок 400 дней с условием, что по 310 день включительно ставка по вкладу
составит лишь 7,42%, и только с 311 по 400 день потребитель получит указанную в
рекламе процентную ставку по вкладу (10% с названием «Новый год 2011»). Вышеизложенные информация, необходимая потребителю для принятия осознанного
решения указана в рекламе мелким, нечитаемым шрифтом, что не позволяет
потребителю воспринимать данные сведения, следовательно, не может расцениваться
как их наличие.
Таким образом, использование рекламодателем такого
визуального приема в рекламе, как неодинаковый размер шрифта размещенной
информации, когда размер букв и цифр крупного шрифта во много раз превышает
размер букв и цифр мелкого шрифта – вводит в заблуждение потребителей
относительно рекламируемого товара. В рассматриваемом случае вся информация
касается банковского вклада «Новый год 2011». Данная информация подается не
одинаково, поэтому искажается действительный смысл информации, размещенной
крупным шрифтом, так как в ней отсутствуют уточнения, указанные мелким шрифтом.
То обстоятельство, что в Законе о рекламе не прописан размер шрифта, не свидетельствует
о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений
статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной и
не должна вводить в заблуждение потребителей.
При рассмотрении дела комиссией УФАС было установлено,
что размер шрифта всех надписей,
изготовленных в макете «Новый год 2011», в натуральную величину соответствуют
следующим показателям (высота строчных букв): 10% - 466 мм; Банк Москвы – 269
мм; ВКЛАДЫ – 262 мм; зима – время копить – 94 мм; (4932)48-28-50 и wwwbm.ru – 103 мм; пр-т
Ленина, 36 – 96 мм; ОАО «Банк Москвы» - 45 мм; «* Вклад «Новый год 2011» открывается…
- 22 мм.
В целях установления качества восприятия информации
потребителем указанной рекламы комиссией Ивановского УФАС России были
произведены расчеты восприятия информации, выполненной различным шрифтом, в
соответствии с формулой, представленной Федеральным государственным учреждением
«Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза» имени
академика Федорова С.Н.
Согласно указанным расчетам потребители с расстояния 180
метров будут проинформированы о рекламируемой финансовой услуге (Вклады 10%
Банк Москвы), при этом с данного расстояния они никогда не увидят ту часть
существенной информации, которая отражена в рекламе мелким шрифтом, так как
максимальное расстояние её восприятия составляет 15 метров. Таким образом,
произведенными расчетами фактически подтверждены различные условия восприятия
основного текста (восприятия с расстояния от 320 до 180 метров) и текст
информации, выполненной буквами высотой 22 мм (воспринимается с расстояния до
15 метров), что полностью подтверждает доводы антимонопольного органа об
использовании в рекламе визуального приема, связанного с неодинаковой подачей
информации, которая может ввести в заблуждение потребителей относительно
условий оказания финансовой услуги.
Кроме того, в данном случае рекламная конструкция
установлена на пл. Победы г. Иваново параллельно оживленной проезжей части,
ближайшая пешеходная зона – тротуар, находится на противоположной стороне
проезжей части, текст рекламы находится не на уровне глаз человека, и текстовая
информация, отраженная в рекламе мелким шрифтом, выполнена черным цветом на
голубом фоне, что значительно снижает уровень её восприятия.
«Поскольку распространенная обществом реклама банковской
услуги направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то
существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но
и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой
рекламой. Отсутствие каких-либо сведений об условиях вклада может привести к
искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение
воспользоваться рекламируемой банковской услугой» - указано в решении
Ивановского УФАС.
Прикрепления: |