27 ноября 2012 года в г. Калининграде под председательством
Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки состоялось оперативное
совещание по вопросам совершенствования практики прокурорского надзора за
исполнением законодательства и обеспечения прав граждан в сфере
жилищно-коммунального хозяйства. С докладом на совещании выступил прокурор
Республики Коми Сергей Бажутов. В мероприятии приняли участие первый заместитель
Генерального прокурора Российской Федерации Александр Буксман, заместители Генерального
прокурора Российской Федерации Виктор Гринь и Александр Гуцан, полномочный
представитель Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном
округе Николай Винниченко, руководители структурных подразделений Генеральной
прокуратуры Российской Федерации, прокуроры и руководители правоохранительных
органов регионов Северо-Западного федерального округа, Северо-Западный
транспортный прокурор, а также военные прокуроры. Как сообщает Прокуратура
Республики Коми в
своем выступлении Сергей Бажутов выделил три аспекта, негативно влияющих на
эффективность и результативность реализации правоохранительными органами
полномочий по борьбе с преступностью в сфере ЖКХ. Во-первых, это – бездействие контролирующих органов.
Зачастую бюджетные средства, направляемые в сферу ЖКХ, тратятся неэффективно, а
в ряде случаев попросту разворовываются. С 2008 года в жилищно-коммунальный
комплекс республики направлено 3,5 миллиарда рублей из бюджетов всех уровней.
Но контролирующими органами за эти годы не выявлено ни одного нарушения,
имеющего признаки состава преступления.
Только в столице республики за счёт средств Фонда содействия
реформированию ЖКХ отремонтировано 203 многоквартирных дома. Однако проверка их
использования проведена лишь по 19 домам. В то же время, в 2011-2012 годах установлены факты хищений и
финансовых злоупотреблений в коммунальном комплексе на общую сумму более 200
миллионов рублей, по которым возбуждено 75 уголовных дела (36 в 2011 году и 39
в текущем). Все они возбуждены по результатам проверок прокуратуры и
правоохранительных органов, а не по итогам проверок и ревизий контролирующих
органов. Во-вторых, существенным фактором, влияющим на выявление
противоправных деяний, является аффилированность должностных лиц органов
местного самоуправления с крупными управляющими компаниями и организациями,
выступающими в качестве подрядчиков при выполнении работ. В качестве примера прокурор республики привел уголовные дела
в отношении руководителя сыктывкарской управляющей компании ООО «ЖУК» и бывшего
руководителя Управления ЖКХ администрации г. Ухты. Подобные нарушения закона
выявлены также в Печоре, Троицко-Печорском, Княжпогостском и других районах
республики. Третий аспект связан со способом совершения преступлений в
сфере ЖКХ.
Практика показывает, что результативные проверки в этой
сфере требуют тщательного изучения актов о приемке выполненных работ формы №
КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат формы № КС-3,
утвержденных Госкомстатом России, выхода на место и их сопоставления с
проектно-сметной документацией и реально выполненными работами.
Необходимость таких тщательных проверок очевидна, поскольку
размер похищенного зачастую в разы превышает сумму, потраченную на производство
работ. Так, в июле 2012 года в прокуратуре республики рассмотрено
коллективное обращение жителей Троицко-Печорского района. В ходе проверки
установлено, что по завершении ремонта дома в октябре 2010 года составлены акты
выполненных работ, содержащие недостоверные сведения. По оценке экспертов при
сметной стоимости 1 млн. 380 тыс. руб. стоимость фактически произведенных работ
составила всего 338 тыс. руб. (или около 25% от сметы). 1 млн. 42 тыс. руб.
похищено. Руководителями ТСЖ и организации подрядчика являются председатель
Совета городского поселения «Троицко-Печорск» и бывший председатель Совета
муниципального района «Троицко-Печорский».
Не вызывает сомнений, что суммы ущерба от такого способа
хищений гораздо больше, чем от иных способов незаконного изъятия финансовых
средств. Насколько распространены подобные преступления и как важна в их
выявлении и пресечении роль контролирующих органов показали результаты работы в
этом полугодии. По фактам хищений указанным способом возбуждено 8 из 28
уголовных дел. Ущерб составил более 12 миллионов рублей. Активно ведётся работа
и фиксируются нарушения ещё по 15 крупным объектам капитального ремонта
региона. Завершая свое выступление, прокурор республики выразил
надежду, что результатом совместной работы станет совершенствование механизмов
контроля в сфере ЖКХ, своевременное выявление преступлений, обеспечение защиты
прав и законных интересов государства, граждан и добросовестных участников
экономической деятельности.
Прикрепления: |