Органы прокуратуры Республики Коми подвели итоги проверки по
факту аварии на теплосетях п. Водный г. Ухты, в результате которой в ночь на 8
декабря 2012 года без тепла остались 6,5 тысяч человек, проживающих в 113
домах. Итоги проверки свидетельствуют, что авария и её последствия
стали возможными в результате нарушений, допущенных руководством и должностными
лицами администрации г. Ухты, МУП «Ухтаэнерго» и управляющих компаний. Одна из основных причин аварии – неготовность тепловых сетей
п. Водный к отопительному сезону 2012-2013 гг. Со стороны администрации г. Ухты
длительное время не принималось мер к их ремонту. Это подтверждается фактами
многочисленных порывов на магистральных сетях и обнаружением в ходе ремонтных
работ фактов снижения толщины стенок труб в 3-4 раза ниже нормативной. Значительная часть теплосетевого хозяйства поселка в
результате бездействия администрации муниципалитета находилась в бесхозном
состоянии. Прокуратура выявила 57 бесхозных участков тепловых сетей. Эти
объекты не обследовались вообще и вопрос о выделении средств для их ремонта
даже не рассматривался. Изношенность котельного оборудования п. Водный также явилось
причиной аварии. Администрация г. Ухты в 2011-2012 гг. средства на ремонт
котельной не выделяло, поскольку данный объект жизнеобеспечения не является
муниципальной собственностью. Собственниками недвижимого имущества котельного комплекса
пос. Водный с июля 2006 г. являются двое физических лиц, собственником
котельного оборудования (водогрейные и паровые котлы, газопроводы, насосы и
пр.) – местный индивидуальный предприниматель. Администрация г.Ухты в 2006 г. при продаже котельной частным
лицам не приняла меры по защите законных интересов граждан путем обращения
имущественного комплекса в собственность органов местного самоуправления или
муниципальных предприятий. Муниципалитет законность заключенных договоров
купли-продажи в судебном порядке не оспорил. В результате бездействия администрации г. Ухты пропущен срок
исковой давности по оспариванию сделок данной категории. В итоге произошли
переход права собственности и реализация объекта жизнеобеспечения лицам, не
заинтересованным в его безаварийной эксплуатации, что повлекло моральный и
физический износ котельного оборудования. В силу закона организация обеспечения надежного
теплоснабжения потребителей относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Именно органы местного самоуправления должны принимать меры в случае
неисполнения теплосетевыми организациями своих обязательств. Вместе с тем, администрация г. Ухты фактически не
осуществляла контроль за деятельностью МУП «Ухтаэнерго». Данное предприятие
арендует и эксплуатирует котельное оборудование у предпринимателя за 300 тыс.
рублей в месяц. При этом в соответствии с условиями договора, не до конца
согласованных сторонами, МУП «Ухтаэнерго» обязано поддерживать арендованное
имущество в исправном состоянии и нести расходы по его текущему и капитальному
ремонту. Серьезные нарушения допущены при оценке готовности объектов
жизнеобеспечения п. Водный к отопительному сезону 2012-2013 гг. Акт готовности
объектов энергетического комплекса п. Водный в сентябре 2012 г. подписан и.о.
администрации г. Ухты без их фактического осмотра. В состав комиссии по
проверке готовности объекта не были включены представители Ухтинского отдела
Печорского управления Ростехнадзора. В итоге котельная допущена к эксплуатации
с нарушением требований закона. Одним из основных факторов, повлиявшим на наступление
серьезных негативных последствий аварии, явилась неготовность персонала МУП
«Ухтаэнерго» к возникновению и ликвидации аварийных ситуаций. Информацию об инциденте
в Ухтинский отдел Печорского управления Ростехнадзора МУП направило
несвоевременно и не в полном объеме, комиссию по расследованию инцидента не
создало. При наличии объективных данных об отсутствии теплоснабжения
в домах более 2 суток подряд в холодное время года, данных о значительных
расходах средств и материалов организаций, которые участвовали в устранении
аварии, режим чрезвычайной ситуации был объявлен администрацией г. Ухты лишь 14
декабря 2012 г., тогда как основания для его введения имелись уже 10 декабря. Как сообщает Прокуратура
Республики Коми в ходе проверки установлено, что
администрацией г. Ухты процесс по устранению последствий аварии был организован
ненадлежащим образом. Информация о реальном состоянии теплоснабжения жилфонда
п. Водный отсутствовала. Население о ситуации, связанной с аварией и
принимаемыми мерами по ее устранению, должным образом не информировалось. Нарушения выявлены и со стороны управляющей компании ООО
«Домсервис». Её сотрудники не обеспечили своевременный слив воды из систем
отопления 16 многоквартирных домов, что привело к их закупориванию и
дальнейшему разрыву. Персонал компании действиям при возникновении аварийных
ситуаций не был обучен. Всего по фактам выявленных в ходе проверки нарушений
прокуратурой внесены 3 представления, 9 должностных и юридических лиц
привлечены к административной ответственности. В суд направлено 2 заявления о
возложении на МУП «Ухтаэнерго», собственников котельной и администрацию г. Ухты
обязанности устранить нарушения закона о промышленной безопасности. Кроме того,
в суде на рассмотрении находятся 11 исков прокурора г. Ухты в защиту прав
социально незащищенных граждан о возмещении причиненного в результате аварии
морального и материального ущерба. Об итогах проведенной проверки прокурор республики Сергей
Бажутов проинформировал Главу Республики Коми.
******************************************************* Анализ нарушений, выявленных органами прокуратуры республики
в сфере ЖКХ, свидетельствует о том, что большинство из них совершается
управляющими компаниями. Действующим законодательством контроль за деятельностью
управляющих компаний возложен, прежде всего, на органы местного самоуправления
и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (стст. 20, 165
Жилищного кодекса Российской Федерации). Однако контрольные функции в полном
объеме эти органы не реализуют. Примером этого является исполнение поручения Президента
Российской Федерации от 17 марта 2011 г. № Пр-701, в котором надзорным и
контролирующим органам предписано провести совместные проверки финансовых
операций, имеющих признаки неправомерного использования средств организациями
коммунального комплекса.
За 3 года действия поручения Президента РФ в связи с
неправомерным использованием финансовых ресурсов в системе
жилищно-коммунального комплекса правоохранительными органами республики
возбуждено 88 уголовных дел, из них 41 – по материалам прокурорских проверок.
При этом из органов исполнительной власти Республики Коми и
органов местного самоуправления, осуществляющих контрольные функции, информация
о нарушениях в жилищно-коммунальной сфере, которая могла бы явиться основанием
для возбуждения уголовных дел, в правоохранительные органы Республики Коми не
поступала вообще.
Прикрепления: |