Определением Конституционного суда Российской Федерации от 27 января 2011 года №179-О-П
предписано внести необходимые изменения
в правовое регулирование отношений, связанных с
назначением и выплатой
ежемесячного пособия по уходу
за
ребенком до достижения им
возраста полутора лет, с тем чтобы исключить необоснованную дифференциацию в
размерах пособия, выплачиваемого матерям, уволенным
в связи с
ликвидацией организаций в
период пребывания в отпусках,
связанных с исполнением
ими своих материнских обязанностей, и
тем самым устранить
неравенство граждан, относящихся
к одной и той же категории. Поводом для данного решения суда послужила жалоба
гражданки Сыроегиной Нины Михайловны на нарушение
ее конституционных прав
абзацем вторым части
первой статьи 15
Федерального
закона «О государственных пособиях
гражданам, имеющим детей».
В своей жалобе
в Конституционный Суд
Российской Федерации гражданка Н.М.Сыроегина
оспаривала конституционность абзаца
второго части первой статьи 15 Федерального закона от 19 мая 1995 года №
81-ФЗ «О государственных пособиях
гражданам, имеющим детей», согласно которому
ежемесячное
пособие по уходу
за ребенком выплачивается
в размере 1500
рублей по уходу
за первым ребенком
и 3000 рублей
по уходу за
вторым
ребенком и последующими
детьми лицам, указанным
в абзацах шестом
–
восьмом части первой статьи 13 данного Федерального
закона, в том числе
матерям,
уволенным в период
отпуска по беременности
и родам в
связи с ликвидацией организаций.
По мнению заявительницы, оспариваемое ею
положение абзаца второго части
первой статьи 15
Федерального закона «О
государственных
пособиях
гражданам, имеющим
детей» ставит женщин, которые
были уволены в связи с ликвидацией организаций в
период
отпуска по беременности
и родам и
имеют право на
получение
пособия по уходу
за ребенком в
минимальном размере, в
неравное
положение с женщинами,
которые были уволены
по тому же
самому
основанию в период
отпуска по уходу
за ребенком и
имеют право на
получение указанного пособия в размере 40 процентов
среднего заработка по
месту работы за
последние 12 календарных
месяцев, предшествовавших
месяцу
наступления отпуска по
уходу за ребенком,
как это предусмотрено
абзацем четвертым части первой той же статьи.
Конституционный суд России, отказывая заявительнице в дальнейшем
рассмотрении жалобы, указал, что до 1 января 2007 года, матери, уволенные в
период отпуска по беременности
и родам в связи с ликвидацией организаций, и матери,
уволенные по тому же
основанию в период
отпуска по уходу
за ребенком, составляли
одну
категорию получателей ежемесячного пособия по уходу за ребенком,
которое выплачивалось им в одинаковом
размере.
При внесении Федеральным законом от 5 декабря 2006 года №
207-ФЗ
изменений в Федеральный
закон «О государственных пособиях
гражданам,
имеющим
детей» был избран
иной подход к
регулированию отношений,
связанных с назначением
и выплатой этого
пособия, в частности
расширен
круг его получателей за
счет лиц, не
подлежащих обязательному социальному страхованию,
и дифференцированы способы
его исчисления.
При этом для
матерей, уволенных в
связи с ликвидацией
организаций в
период отпуска по беременности и родам, и матерей,
уволенных по тому же
основанию в период
отпуска по уходу
за ребенком, были
установлены
разные
способы исчисления размера
пособия (абзацы второй
и четвертый части первой статьи 15).
В результате для
матерей, уволенных в
связи с ликвидацией организаций в
период отпусков, которые
предоставляются по различным
основаниям, т.е. формально разных, но тем не менее
связаны с материнством
и,
соответственно, имеют целью
создание условий для
исполнения именно материнских обязанностей, установлены существенно различающиеся
размеры
ежемесячного пособия по
уходу за ребенком:
для уволенных в
период
отпуска по беременности
и родам –
в минимальном размере,
для
уволенных в период отпуска по уходу за ребенком – в
размере 40 процентов
среднего заработка
по месту работы за
последние 12 календарных месяцев,
предшествовавших месяцу наступления отпуска, но не выше
максимального
размера пособия.
Обязывая законодателя устранить различные подходы в
регулировании Конституционный суд России указал, что критерий, избранный
федеральным законодателем для
дифференциации
способа исчисления и
размера ежемесячного пособия
по
уходу за ребенком, носит исключительно
формально-юридический характер:
как матери, увольняемые в период отпуска по беременности
и родам, так и
матери,
увольняемые в период
отпуска по уходу
за ребенком, фактически
оказываются в одинаковой ситуации, обусловленной утратой
работы в связи
с
ликвидацией организации, т.е.
обстоятельством, не связанным
с их
действиями,
волей или желанием.
В равной мере
нуждаясь в материальной
поддержке со стороны
государства на период
осуществления ухода за ребенком
до достижения им возраста полутора
лет, они, следовательно, должны обеспечиваться
государственной поддержкой на равных условиях.
Прикрепления: |