1 июля 2014 года Конституционный Суд РФ гарантировал участникам подразделений особого риска денежную компенсацию за инвалидность вследствие радиационного воздействия. Дело о проверке конституционности пункта 2 Постановления Верховного Совета РФ “О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» было рассмотрено 16 июня 2014 года.
Поводом для рассмотрения дела стала жалоба гражданина Лякина Виктора Федоровича. Ветеран подразделения особого риска В.Ф. Лякин в 1995 году участвовал в ликвидации аварии реактора на атомной подводной лодке. 17 лет спустя из-за последствий облучения ему была присвоена вторая группа инвалидности. Ветеран обратился в военкомат с заявлением о выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, предусмотренной оспариваемой нормой, но получил отказ. Суды подтвердили его законность. Оспариваемая норма была интерпретирована таким образом, что право на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью имеют только те граждане, которые подверглись радиационному воздействию до её вступления в силу.
Заявитель считает, что оспариваемая норма, допуская возможность отказа гражданам, которые принимали участие в действиях подразделений особого риска после 27 декабря 1991 года, в назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием, противоречит статьям 1, 2, 7 (часть 2), 18, 19, 21 (часть 1), 39 (часть 1), 41 (часть 1), 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации.
Как неоднократно отмечал КС РФ на государстве лежит обязанность возмещать гражданам вред, нанесенный их здоровью вследствие радиационных катастроф. Тем более должен быть восполнен урон тем, кто непосредственно участвовал в ликвидации радиационных аварий или привлекался к испытаниям ядерного оружия. Участниками подразделений особого риска признаются не только граждане, по долгу военной службы сталкивавшиеся с радиацией в советские годы, но и те, кому приходилось участвовать в соответствующих мероприятиях в составе силовых структур Российской Федерации. Однако действующее правовое регулирование предусматривает выплату компенсации в возмещение вреда здоровью только тем, чья инвалидность стала следствием участия в действиях подразделений особого риска в период до вступления в силу оспариваемого Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года. Спорная норма не учитывает также наличие у граждан из подразделений особого риска статуса военнослужащего. Компенсация за ущерб здоровью выплачивается иным категориям отставных военных, получивших инвалидность вследствие выполнения служебных обязанностей (ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, комбинате «Маяк» и т.д.). По сравнению с ними, участники подразделений особого риска поставлены в худшее положение. Подобное правовое регулирование противоречит конституционному принципу равенства. Соответственно, оспариваемая норма в этой части не соответствует Конституции Российской Федерации. Федеральный законодатель обязан гарантировать всем гражданам, получившим инвалидность в результате участия в действиях подразделений особого риска, право на возмещение вреда здоровью на равных условиях с другими инвалидами радиационных катастроф из числа военнослужащих. Впредь до внесения в законодательство соответствующих изменений данной категории граждан должна выплачиватьсяежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью. Дело заявителя подлежит пересмотру.
Прикрепления: |