ПРАВоКОМи  АГЕНТСТВО ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ  РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Здравствуйте! Сегодня Пятница, 26.04.2024, 07:41   16+
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
 
Главная Мой профильВыход
Меню сайта
Категории раздела
Новоcти юриспруденции [2628]
Свежие и интересные правовые новости, в том числе в законодательстве
Судебная практика [10285]
Интересные и полезные судебные решения и разъяснения высших судебных инстанций
Конституционный суд [416]
Новости Конституционного суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов РФ
Арбитражные суды [425]
Правовые новости в деятельности арбитражных судов Российской Федерации
Суды общей юрисдикции [860]
Правовые новости судов общей юрисдикции Российской Федерации
Органы судейского сообщества [344]
Новости органов судейского сообщества
Государственные органы [7953]
Интересные и полезные решения органов государственной власти
Международное право [121]
Новости Европейского суда по защите прав человека
Цитата дня
Ваше мнение
Что Вы ждете от упразднения ВАС РФ и создания единого Верховного суда?
Всего ответов: 316
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Статистика

Главная » 2011 » Июль » 8 » Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ применение пропорциональной избирательной системы на муниципальных выборах
08:12
Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ применение пропорциональной избирательной системы на муниципальных выборах
   7 июля 2011 года Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ) признал не соответствующими Конституции РФ законоположения, допускающие применение пропорциональной избирательной системы на муниципальных выборах в небольших сельских поселениях с малым числом депутатов.
   Поводом к слушанию дела 9 июня 2011 года явились жалобы граждан Гурмана Юрия Альбертовича, Болтушенко Ивана Ивановича, а также Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Лукина Владимира Петровича.
   Проверке на конституционность подлежали положения части 3 статьи 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 3.1 статьи 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подпункта «б» пункта 31 статьи 9 и пункта 4 статьи 12 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации», частей 2 и 3 статьи 9, статьей 21.1 Закона Челябинской области «О муниципальных выборах в Челябинской области», пункта 4 статьи 1 Закона Челябинской области «О внесении изменений в Закон Челябинской области «О муниципальных выборах в Челябинской области» и Закон Челябинской области «Об избирательных комиссиях в Челябинской области».
   Жители села Хомутинино Челябинской области Гурман Ю.А. и Болтушенко И.И. с 1996 года принимали участие в выборах в сельский муниципальный Совет – представительный орган Хомутининского сельского поселения. С 2004 по 2009 годы являлись депутатами этого Совета.
   В ходе избирательного процесса в 2009 году Избирательная комиссия муниципального образования «Хомутининское сельское поселение» отказала гражданину Гурману Ю.А. в регистрации в качестве кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования «Хомутининское сельское поселение» в порядке самовыдвижения. Причиной отказа послужило установление в Уставе сельского поселения пропорциональной избирательной системы с закрытыми списками кандидатов. С заявлениями о включении их в списки кандидатов, выдвигаемые политическими партиями, Гурман Ю.А. и Болтушенко И.И. не обращались, поскольку не разделяли их предвыборные программы.
   11 октября 2009 года были проведены очередные выборы в представительный орган Хомутининского сельского поселения (его численность  составила 10 депутатов).
   Граждане Гурман Ю.А. и Болтушенко И.И. оспаривали в судах общей юрисдикции положения Закона Челябинской области «О муниципальных выборах в Челябинской области» и Устава Хомутининского сельского поселения в части установления пропорциональной избирательной системы на муниципальных выборах, однако в удовлетворении жалоб им было отказано. Суды пришли к выводу о том, что положения Закона Челябинской области приняты в соответствии с федеральным законодательством и сами по себе пассивного избирательного права граждан, не являющихся членами политических партий, не нарушают.
   Уполномоченный по правам человека в РФ, защищая права обратившегося к нему гражданина Гурмана Ю.А., направил в КС РФ жалобу на нарушение конституционных прав граждан быть избранным в органы местного самоуправления.
   По мнению заявителей, допуская избрание муниципальным образованием исключительно пропорциональной избирательной системы на муниципальных выборах, оспариваемые нормы нарушают конституционное право беспартийных граждан быть избранными в органы местного самоуправления.
   Заявители полагают, что оспариваемые положения ставят реализацию прав граждан в зависимость от принадлежности к политическим партиям, нарушают принцип равенства прав и свобод граждан, право на свободное выражение мнений и гарантированное Конституцией право граждан на местное самоуправление (статьи 19 (часть 2), 32 (часть 2), 130, 131).
   Как указал суд, использование на муниципальных выборах альтернативных видов избирательной системы, в том числе пропорциональной, не является отступлением от принципов всеобщего, равного и прямого избирательного права.
   Правовое регулирование, при котором законодателем субъекта РФ установлены виды избирательных систем на местных выборах, а оптимальную избирательную систему, в том числе пропорциональную, выбирает само местное сообщество и закрепляет ее в уставе муниципального образования, не противоречит Конституции РФ.
   Политические партии являются институтом представительной демократии, обеспечивающим участие граждан в жизни общества. Многопартийная политическая система способна выражать интересы и потребности общества как на федеральном уровне, так и в представительных органах местного самоуправления.   Однако при применении пропорциональной избирательной системы на местном уровне федеральные политические партии становятся единственными субъектами избирательного процесса. И хотя беспартийные граждане вправе обратиться в любую политическую партию с предложением о включении их в список кандидатов, это не является для партии обязанностью. Поэтому при применении такой избирательной системы возникает противоречие между индивидуальным пассивным избирательным правом гражданина и соответствующими правами политических партий.
   КС подчеркнул, что при незначительном числе депутатов представительных органов муниципальных образований с малочисленным населением проведение выборов по пропорциональной избирательной системе может привести к искажению волеизъявления избирателей, получению результатов, недостоверно отражающих их волю на выборах. Это может поставить под сомнение легитимность сформированного в таких условиях выборного органа.
   Следовательно, проведение выборов по пропорциональной избирательной системе в небольших поселениях с малым числом депутатов может повлечь отступление от принципа свободных и справедливых выборов и нарушение равенства избирательных прав граждан. Поэтому федеральный законодатель обязан определить критерии (пределы) использования пропорциональной избирательной системы на муниципальных выборах и метод распределения депутатских мандатов, при соблюдении которых будет обеспечиваться достоверность результатов выборов.
   Таким образом, положения части 3 статьи 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и частей 2 и 3 статьи 9 Закона Челябинской области «О муниципальных выборах в Челябинской области», допускающие применение пропорциональной избирательной системы на выборах представительных органов малочисленных сельских поселений с малым числом депутатов, не соответствуют Конституции РФ.
   Судебные постановления, принятые по заявлениям граждан Болтушенко Ивана Ивановича и Гурмана Юрия Альбертовича на основании положений, признанных неконституционными, подлежат пересмотру в установленном порядке.
   Федеральный законодатель должен в течение шести месяцев установить критерии допустимости использования пропорциональной избирательной системы (в том числе как элемента смешанной избирательной системы) на выборах в представительные органы поселений, обязательные для учета в избирательном законодательстве субъектов РФ.
Прикрепления:

Категория: Конституционный суд | Просмотров: 781 |  Теги: Права человека, муниципальное образование, выборы, КС РФ | Рейтинг: 2.0/1

Всего комментариев: 0

 

Поиск по сайту
Календарь
Полезные ссылки
Конституционный суд Коми
Верховный суд Коми
Арбитражный суд Коми
Мировые судьи Республики Коми
Сыктывкарский городской суд
УФССП по Республике Коми
Портал государственных услуг Республики Коми
Проверь контрагента в ЕГРЮЛ
Реестр сведений о банкротстве
Картотека арбитражных дел
Средняя ставка банковского процента по вкладам физических лиц в рублях для применения статьи 395 ГК РФ
Ставка рефинансирования Банка России
Самое популярное
Роспотребнадзор вред гибдд ФАС прокуратура суд КоАП судья прокурор ДТП Адвокат УФАС штраф ПДД ДПС полиция Проверка ЖКХ глава банк кредит потребитель АС РК ВС РК реклама доход Госдума уголовное дело конкуренция Арбитражный жилье преступление ВАС РФ контракт Администрация ФСБ Ущерб Тариф бюджет интернет сайт договор сделка иск Информация насилие СМС инвестиции счет брокер
Архив

Использование материалов сайта разрешается только с указанием прямой ссылки на источник

Copyright ПРАВоКОМи © 2024

Создать бесплатный сайт с uCoz