7 июля 2011 года Конституционный Суд Российской Федерации
( КС РФ) признал не соответствующими Конституции РФ законоположения, допускающие
применение пропорциональной избирательной системы на муниципальных выборах в
небольших сельских поселениях с малым числом депутатов. Поводом к слушанию дела 9 июня 2011 года явились жалобы
граждан Гурмана Юрия Альбертовича, Болтушенко Ивана Ивановича, а также
Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Лукина Владимира
Петровича. Проверке на конституционность подлежали положения части 3
статьи 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации», пункта 3.1 статьи 32 Федерального
закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации», подпункта «б» пункта 31 статьи 9 и
пункта 4 статьи 12 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные
акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты
Российской Федерации», частей 2 и 3 статьи 9, статьей 21.1 Закона Челябинской
области «О муниципальных выборах в Челябинской области», пункта 4 статьи 1
Закона Челябинской области «О внесении изменений в Закон Челябинской области «О
муниципальных выборах в Челябинской области» и Закон Челябинской области «Об
избирательных комиссиях в Челябинской области». Жители села
Хомутинино Челябинской области Гурман Ю.А. и Болтушенко И.И. с 1996 года
принимали участие в выборах в сельский муниципальный Совет – представительный
орган Хомутининского сельского поселения. С 2004 по 2009 годы являлись
депутатами этого Совета. В ходе избирательного процесса в 2009 году Избирательная
комиссия муниципального образования «Хомутининское сельское поселение» отказала
гражданину Гурману Ю.А. в регистрации в качестве кандидата в депутаты
представительного органа муниципального образования «Хомутининское сельское
поселение» в порядке самовыдвижения. Причиной отказа послужило установление в
Уставе сельского поселения пропорциональной избирательной системы с закрытыми
списками кандидатов. С заявлениями о включении их в списки кандидатов,
выдвигаемые политическими партиями, Гурман Ю.А. и Болтушенко И.И. не
обращались, поскольку не разделяли их предвыборные программы. 11 октября 2009 года были проведены очередные выборы в
представительный орган Хомутининского сельского поселения (его численность составила 10 депутатов). Граждане Гурман Ю.А. и Болтушенко И.И. оспаривали в судах
общей юрисдикции положения Закона Челябинской области «О муниципальных выборах
в Челябинской области» и Устава Хомутининского сельского поселения в части
установления пропорциональной избирательной системы на муниципальных выборах,
однако в удовлетворении жалоб им было отказано. Суды пришли к выводу о том, что
положения Закона Челябинской области приняты в соответствии с федеральным
законодательством и сами по себе пассивного избирательного права граждан, не
являющихся членами политических партий, не нарушают. Уполномоченный по правам человека в РФ, защищая права
обратившегося к нему гражданина Гурмана Ю.А., направил в КС РФ жалобу на
нарушение конституционных прав граждан быть избранным в органы местного
самоуправления. По мнению заявителей, допуская избрание муниципальным
образованием исключительно пропорциональной избирательной системы на
муниципальных выборах, оспариваемые нормы нарушают конституционное право
беспартийных граждан быть избранными в органы местного самоуправления. Заявители полагают, что оспариваемые положения ставят
реализацию прав граждан в зависимость от принадлежности к политическим партиям,
нарушают принцип равенства прав и свобод граждан, право на свободное выражение
мнений и гарантированное Конституцией право граждан на местное самоуправление
(статьи 19 (часть 2), 32 (часть 2), 130, 131). Как указал суд, использование на муниципальных выборах
альтернативных видов избирательной системы, в том числе пропорциональной, не
является отступлением от принципов всеобщего, равного и прямого избирательного
права. Правовое регулирование, при котором законодателем субъекта
РФ установлены виды избирательных систем на местных выборах, а оптимальную
избирательную систему, в том числе пропорциональную, выбирает само местное
сообщество и закрепляет ее в уставе муниципального образования, не противоречит
Конституции РФ. Политические партии являются институтом представительной
демократии, обеспечивающим участие граждан в жизни общества. Многопартийная
политическая система способна выражать интересы и потребности общества как на
федеральном уровне, так и в представительных органах местного самоуправления.
Однако при применении пропорциональной избирательной системы
на местном уровне федеральные политические партии становятся единственными
субъектами избирательного процесса. И хотя беспартийные граждане вправе
обратиться в любую политическую партию с предложением о включении их в список
кандидатов, это не является для партии обязанностью. Поэтому при применении
такой избирательной системы возникает противоречие между индивидуальным
пассивным избирательным правом гражданина и соответствующими правами
политических партий. КС подчеркнул, что при незначительном числе депутатов
представительных органов муниципальных образований с малочисленным населением
проведение выборов по пропорциональной избирательной системе может привести к
искажению волеизъявления избирателей, получению результатов, недостоверно
отражающих их волю на выборах. Это может поставить под сомнение легитимность
сформированного в таких условиях выборного органа. Следовательно, проведение выборов по пропорциональной
избирательной системе в небольших поселениях с малым числом депутатов может
повлечь отступление от принципа свободных и справедливых выборов и нарушение
равенства избирательных прав граждан. Поэтому федеральный законодатель обязан
определить критерии (пределы) использования пропорциональной избирательной
системы на муниципальных выборах и метод распределения депутатских мандатов,
при соблюдении которых будет обеспечиваться достоверность результатов выборов. Таким образом, положения части 3 статьи 23 Федерального
закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и частей 2
и 3 статьи 9 Закона Челябинской области «О муниципальных выборах в Челябинской
области», допускающие применение пропорциональной избирательной системы на
выборах представительных органов малочисленных сельских поселений с малым
числом депутатов, не соответствуют Конституции РФ. Судебные постановления, принятые по заявлениям граждан
Болтушенко Ивана Ивановича и Гурмана Юрия Альбертовича на основании положений,
признанных неконституционными, подлежат пересмотру в установленном порядке. Федеральный законодатель должен в течение шести месяцев
установить критерии допустимости использования пропорциональной избирательной
системы (в том числе как элемента смешанной избирательной системы) на выборах в
представительные органы поселений, обязательные для учета в избирательном
законодательстве субъектов РФ.
Прикрепления: |