Конституционный
суд Республики Коми ( КС РК) провозгласил Постановление по делу о проверке
конституционности пункта 2 части первой статьи 1, пункта 4 части первой статьи
9, пункта 2 статьи 11 Закона Республики Коми от 04 мая 2008 года № 48-РЗ «О
пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской
службы Республики Коми» и абзаца первого пункта 2 Постановления Президиума
Верховного Совета Республики Коми и Совета Министров Республики Коми от 15 февраля 1994 года № 63-13сп
«О государственной службе Республики Коми» по жалобам граждан Епифанова Евгения
Васильевича и Кузнецовой Веры Антоновны. Слушание
дела состоялось в Конституционном суде Республики Коми 15 июня 2011 года.
Поводом
к рассмотрению явились жалобы граждан Е.В. Епифанова и В.А. Кузнецовой о
нарушении их конституционного права на пенсионное обеспечение за выслугу лет
как лиц, замещавших руководящие должности в государственных учреждениях
Республики Коми. Основанием к рассмотрению явилась обнаружившаяся
неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Коми
оспариваемые нормативные положения. При рассмотрении дела было установлено, что гражданин Е.В. Епифанов
с 01 мая 1977 года по 22 ноября 1993 года занимал государственные должности
врача-инспектора, заведующего отделом здравоохранения Ухтинского горисполкома и
Министра здравоохранения Республики Коми. Приказом Министерства здравоохранения
Республики Коми от 29 сентября 2000 года № 135 ему была установлена ежемесячная
доплата к государственной пенсии как лицу, замещавшему государственные
должности. Гражданка В.А. Кузнецова
с 02 июля 1968 года по 01 октября 1990 года работала сначала в органах
прокуратуры, а в дальнейшем на государственных должностях в Управлении Делами Совета
Министров Коми АССР. Приказом Руководителя Администрации Главы Республики
Коми от 27 ноября 2000 года № 279 ей была установлена ежемесячная доплата к
государственной пенсии.
Последующими изменениями Закона эта доплата стала
выплачиваться заявителям в виде пенсии за выслугу лет (подпункт 2 пункта 2
статьи 1 Закона Республики Коми от 26 декабря 2005 года № 168-РЗ «О внесении
изменений и дополнений в законодательные акты Республики Коми о государственной
службе Республики Коми»). Распоряжением Главы Республики Коми от 01 апреля 2010
года № 186-р выплата пенсии заявителям была прекращена как лицам, не имеющим
статуса государственного служащего, а следовательно, не имеющим права на соответствующее
пенсионное обеспечение. Оспаривая
конституционность пункта 2 части первой статьи 1, пункта 4 части первой статьи
9 и пункта 2 статьи 11 Закона Республики Коми «О пенсионном обеспечении лиц,
замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми», заявители полагают, что, определяя
необходимым условием для назначения пенсии за выслугу лет увольнение гражданина
непосредственно с государственной гражданской службы и
устанавливая основания прекращения выплаты пенсии за выслугу лет без
указания категории государственных служащих, подпадающих под действие Закона,
законодатель, тем самым, распространяет действие Закона и на правоотношения,
возникшие до его издания, лишая их права
получать законно назначенную пенсию за выслугу лет. Конституционный
суд Республики Коми признал не
противоречащими Конституции Республики Коми
пункт 2 части первой статьи 1, пункт 4 части первой статьи 9 и пункт 2 статьи 11 Закона Республики Коми от
04 мая 2008 года № 48-РЗ «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности
государственной гражданской службы Республики Коми». Заявители прекратили работу в государственных органах
Республики Коми до введения в республике института государственной службы,
предусматривающего соответствующее социальное обеспечение государственных
служащих, и при этом считают, что выполняемая ими до увольнения работа
соответствовала статусу государственного служащего, поэтому сфера действия
обжалуемого Закона должна касаться и их интересов. Однако такому пониманию препятствуют приведенные выше
нормы Закона Республики Коми от 25 марта 1996 года № 12-РЗ «О государственной
службе Республики Коми», положения
пункта 2 части первой статьи 1 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших
должности государственной гражданской службы Республики Коми»,
предусматривающие, что одним из оснований назначения пенсии за выслугу лет
является увольнение именно с государственной службы. Вопрос же о расширении круга субъектов
рассматриваемых правоотношений не подлежит конституционной проверке, так как
является исключительной компетенцией законодателя.
Прикрепления: |