Каждый таксист должен
осознать, что права пассажира, как потребителя, особо охраняются законом. Кто
не успел, тому надо заплатить. Как пояснила "РГ" юрист Московской коллегии адвокатов
"Князев и партнеры" Мария Рулькова, если по вине таксиста пассажир
опоздал в аэропорт, театр, на сделку и т.д., он имеет право на возмещение как
морального вреда, так и материальных убытков.
Вряд ли можно рассчитывать, что компания, организующая такси-перевозку,
добровольно возместит клиенту убытки, не говоря уж о компенсации морального
вреда. Тем не менее, в суде с таксистами вполне можно побороться. "Под убытками, причиненными компаниями-перевозчиками,
чаще всего подразумевается реальный ущерб (закрытие регистрации на авиарейс,
потеря тура и проч.), упущенная выгода (получение какой-либо прибыли от участия
в важной встрече, совершения сделки, которая сорвалась ввиду опоздания к месту
прибытия по вине перевозчика), - рассказывает Мария Рулькова. - При этом в
случае опоздания на авиарейс или поезд пассажир вправе потребовать возместить
не только стоимость железнодорожного или авиабилета, но и, например, стоимость
турпутевки, заранее оплаченного отеля и даже заблаговременно купленных
экскурсий". Но прежде чем идти в суд, надо все же обратиться к самим
таксистам, даже если в их ответе сомнений нет. По совету Рульковой, чтобы
восстановить нарушенные компанией-перевозчиком права, пассажиру для начала
необходимо написать претензию на имя руководителя службы заказа такси. В этой
бумаге подробно изложить ситуацию и потребовать добровольного покрытия убытков
в указанный пассажиром срок. К претензии приложить копии документов,
подтверждающих убытки пассажира: билеты, чеки, платежные квитанции и т.п. Бумагу
подготовить в двух экземплярах, второй - с отметкой о принятии претензии -
должен остаться у человека. Если в компании не принимают претензию лично, документ можно
отправить заказным письмом с уведомлением. Если организация не отреагирует на претензию, либо ответ
пассажира не устроит, он вправе обратиться в суд. По закону каждая сторона в
суде обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование
своих требований и возражений. "Таким образом, истцу (пассажиру) предстоит доказать в
суде, что опоздание на важную встречу или авиарейс возникло исключительно по
вине перевозчика, - говорит Мария Рулькова. - К сожалению, на практике доказать
вину задержки такси довольно сложно, поскольку причиной тому может служить
дорожная ситуация на маршруте. Однако в судебном порядке пассажир не лишен прав
просить суд оказать содействие в истребовании необходимых доказательств
обоснованности вины перевозчика путем направления судебных запросов, к примеру,
с целью сбора доказательств о загруженности маршрута в определенный период
времени". Если же такси вообще не приехало, здесь все достаточно ясно.
Правда, придется доказать сам факт заказа машины в конкретной фирме на
определенное время. Это не так-то просто - ведь обычно такси вызывают по
телефону, не оформляя никаких документов. Правда, некоторые компании,
специализирующиеся на перевозках, организуют на интернет-сайтах своих компаний
форму для заполнения информации о вызове такси. В случае опоздания таксиста к
месту прибытия по заказу пассажир может использовать информацию интернет-сайта
в свою пользу. "При заказе такси по телефону надо понимать, что многие
компании используют записи телефонных разговоров, в связи с чем при направлении
претензии перевозчику руководитель компании вправе удостовериться в заявке, -
говорит Рулькова. - Тогда шанс на удовлетворение претензии будет выше,
поскольку сегодня компании, занимающиеся организацией перевозок, испытывают
большую конкуренцию и дорожат репутацией". Если записей переговоров нет или клиент не может до них
добраться, он может представить в суд данные о соединениях со своего телефона
(их предоставят в сотовой компании). Косвенно эти данные могут подтвердить, что
он по крайней мере был на связи с компанией, а значит, претензии возникли не на
пустом месте.
Прикрепления: |