30 марта 2012 года Конституционный Суд Российской Федерации разрешил муниципалитетам принимать решения о
приватизации отдельных служебных жилых помещений с учетом сохранения
необходимого объема всего служебного жилищного фонда. Дело было рассмотрено КС РФ
28 февраля 2012 года в связи с жалобой администрации
муниципального образования «Звениговский муниципальный район» Республики Марий
Эл. Согласно части второй статьи 4 закона «О приватизации
жилищного фонда в РФ» органы местного самоуправления могут принимать решения о
приватизации служебных жилых помещений, находящихся в муниципальной
собственности. В 2010 году Звениговский районный суд признал противоречащим
закону о приватизации жилья и недействующим пункт 1.6.1 Положения «О порядке
предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного
фонда Звениговского муниципального района». В соответствии с этим пунктом
администрация муниципального района могла передавать муниципальное служебное
жилье в собственность граждан, занимающих его по договорам социального найма,
при условии не менее чем 10 лет их непрерывной работы в качестве врачей,
педагогов, участковых милиции и других работников государственных и
муниципальных бюджетных учреждений района.
Кассационная и надзорные инстанции (в том числе, Верховный
Суд РФ) жалобы администрации отклонили. Суды пояснили, что законодатель
действительно предоставил муниципалитетам право принимать решения о
приватизации служебных жилых помещений. Но основания и условия приватизации
могут устанавливать только субъекты Российской Федерации, а законодательством
Марий Эл они не определены. По мнению заявителя запрещая муниципальному органу принимать
правовые акты о приватизации служебного жилья в отсутствие правового акта
субъекта РФ, оспариваемая норма существенно ограничивает имущественную
самостоятельность местного самоуправления. Отсутствие в оспариваемой норме
условий, при которых органы местного самоуправления могут принимать решения о
приватизации служебного жилья, допускает возможность ее произвольного
применения. Это ведет к нарушению конституционных принципов равенства и
верховенства закона, полагает заявитель. Как указал КС РФ, Конституция гарантирует местному
самоуправлению самостоятельность в решении вопросов местного значения,
владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Частью этой
собственности является муниципальный жилищный фонд, с помощью которого обеспечивается
право на жилище востребованных в тех или иных местностях специалистов. Приватизация служебных жилых помещений связана с реализацией
права собственника распоряжаться своим имуществом.
Только федеральный закон может ограничивать право собственности, устанавливая владельцам жилищного фонда
основания и условия приватизации служебных жилых помещений, передачи их в
собственность граждан. При этом регулирование этого права региональными законами
означало бы нарушение установленных Конституцией РФ
разграничений
предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов. Отстранение местного сообщества от распоряжения
собственностью в муниципальном образовании
и передача этих полномочий на уровень субъекта РФ противоречили бы
конституционно-правовому статусу местного сообщества как непосредственного
носителя прав муниципального собственника и прав на местное самоуправление. Поэтому органы местного самоуправления вправе определять
необходимый состав муниципального имущества, порядок и условия его использования и дальнейшее
предназначение.
Однако решения о приватизации служебного жилья должны быть
определенными, обоснованными, исключающими произвольность и возможность
злоупотребления. Они не должны предполагать систематического и обязательного
отчуждения жилых помещений специализированного жилищного фонда в собственность
граждан. Таким образом, положение части второй статьи 4 Закона РФ «О
приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не противоречит
Конституции, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу не
препятствует муниципалитетам принимать
решения о приватизации отдельных служебных жилых помещений в отсутствие
правового акта субъекта РФ, если такие решения принимаются в порядке исключения
и позволяют сохранять служебный жилищный фонд в объеме, соответствующем его
целевому предназначению. Правоприменительные решения в отношении администрации
муниципального образования «Звениговский муниципальный район» Республики Марий
Эл подлежат пересмотру.
Прикрепления: |