22:05, 17.02.2014

Председатель Конституционного суда РК Владимир Кретов: «Я сторонник сильной президентской власти»

17 февраля исполнилось двадцать лет со дня принятия Конституции Республики Коми. Что сегодня представляет собой важнейший документ региона и могла ли бы республика обойтись без него, в беседе с корреспондентом БНК рассказал председатель Конституционного суда РК Владимир Кретов.

KBV_9200.jpg

Фото Юрия Кабанцева

- Что лично для вас значит день 17 февраля?

- Как для всех – юбилей нашей Конституции. Праздник, я считаю. Но это праздник не только мой, но и всего населения республики.

- Как вы думаете, какой процент населения республики читали этот основополагающий документ?

- Не могу сказать, но, когда к нам приходят на прием граждане, они, в общем-то, ссылаются на Конституцию и достаточно свободно оперируют ее нормами.

- Мы живем по Конституции РФ. И, тем не менее, у каждого субъекта федерации есть еще своя Конституция. В чем ее принципиальное отличие и реальная самостоятельность?

KBV_9210.jpg

- Поскольку у нас федеративное государство, то мы, конечно же, живем по Конституции РФ, которая имеет высшую юридическую силу. Но мы также живем и по Конституции РК, не противоречащей Конституции РФ и федеральному законодательству, но при этом определяющей конституционный статус региона с учетом исторических, национальных, территориальных и иных традиций.

- Нужны ли тогда вообще конституции регионам?

- Ну, если мы были бы унитарным государством, как, например, Украина, Белоруссия, то, конечно, не нужны. Но у нас федеративное государство, и поэтому конституции субъектов федерации являются обязательным элементом государственного устройства.

- То есть конституции нужны де-юре? А де-факто? Или это просто неизбежная формальность?

- А право вообще зачастую формально. Любое право. Если так рассуждать, то не является ли простой формальностью и российская Конституция?

- Если честно, затрудняюсь ответить.

KBV_9219.jpg

- Дело в том, что конституция – это признак государственности, база всей правовой системы, на основе которой принимаются законы и иные нормативные правовые акты. В частности, именно в ней определяются общие принципы построения государства, полномочия должностных лиц.

Конституция – признак государственности. Не может ни одно государство существовать без Конституции. Она есть и в унитарных, и в федеративных государствах, и в конституционных монархиях. Конституция – это база для дальнейшего нормотворчества. Это фундамент, на котором идет построение всего государства или субъекта, если говорить о Республике Коми. А как иначе? Без базы что можно построить?

- Говоря о конституциях новейшей истории, специалисты оценивают сталинскую Конституцию как одну из самых демократических.

- Да, хорошая была Конституция. И по продолжительности действия самая большая в современной истории России, и по своему текстуальному наполнению. Но на деле получилось по-другому. Конституционные права тогда нарушались на самом высоком уровне. Сама Конституция как документ была прогрессивна, но лица, представлявшие государственную власть, тогда просто наплевали на конституционные положения. Отсюда, в общем-то, и все небезызвестные беды на определенном историческом отрезке.

- Принято ссылаться на Конституцию США как образец незыблемого документа. Как вы относитесь к такому сравнению?

- Это любимый вопрос журналистов, наконец-то к нему пришли! Говорил и говорю, что в принципе ничего вечного и незыблемого быть не может. Но есть определенные исключения, в том числе и по Конституции нашей. Я считаю, что являются незыблемыми основы конституционного строя и права и свободы человека и гражданина, причем относительно незыблемы, потому что жизнь идет, все течет, все изменяется. Но для внесения таких изменений установлена особая и сложная процедура. Все остальное должно меняться по мере необходимости. Никакие это не издержки, это жизнь в правовом государстве, которое мы строим. Естественно, она вносит свои коррективы, в том числе и в области права, а как же без этого?

И сравнение нашей Конституции с Конституцией США просто некорректно. У них, во-первых, есть поправки в этот документ, во-вторых, у них совершенно другая федерация и система права. Вы же прекрасно знаете, что каждый штат имеет свое уголовное, гражданское законодательство, и прочее, и прочее. Там у федеральных властей несколько иные полномочия. У нас же более жесткая федерация с распределением полномочий между РФ и ее субъектами. При этом Российская Федерация исключает возможность какого бы то ни было ограниченного суверенитета субъектов. В свое время формально он был продекларирован в первой редакции Конституции республики, но затем все было приведено в соответствие с российским законодательством.

- То есть призывы Бориса Ельцина «брать суверенитета, сколько захотите» остались втуне…

KBV_9211.jpg

- Да, определенная эйфория повлекла за собой эти упоминания, когда принималась первая редакция в 1994 году. Да это и понятно – народ истосковался по демократии, поэтому включили упоминания о суверенитете, гражданстве, государственности. Впоследствии пришлось это все убирать на основании судебных решений либо самостоятельно.

- Получается, сегодня Коми самостоятельна ровно настолько, насколько позволяет ей центр.

- Нет, не так. Настолько, насколько это прописано в российской и нашей Конституциях. Есть три предмета ведения. Предмет ведения Российской федерации, в частности, включающий в себя оборону, национальную безопасность, уголовное, гражданское законодательство и так далее; предмет совместного ведения, тоже достаточно широкий, в рамках которого субъекты вправе принимать свои законы и иные нормативно-правовые акты. А также есть предметы исключительного ведения субъектов Федерации. Вот здесь субъекты обладают определенной самостоятельностью, и принятые ими законы и нормативные акты имеют приоритет по отношению к федеральному законодательству.

- Один из авторов Конституции РК Юрий Гаврюсов в одном из интервью указывал на моменты, которые ему в ней не совсем нравятся. А что бы вы в ней поменяли?

- Мне, честно говоря, нравится и российская, и наша Конституция по одной простой причине, что она, в общем-то, соответствует первой. Нормальная Конституция у нас. Тандем нашей и российской Конституции является оптимальным.

- В Конституции России большие полномочия предоставлены президенту страны и главе республики. А как вы лично к этому относитесь?

- Я сторонник сильной президентской власти. Это касается и субъектов. На местах должна быть сильная исполнительская власть.

1171

Комментарии (40)

Добавить комментарий
  • Мышкин
    17 февр. 2014 г., 22:20:55
    Ответить
    При СССР он скорее всего был сторонником сильной партийной власти, потом сторонником перестройки, затем сторонником сильной власти алкаша Ельцина и уже теперь сильной президентской власти Путина. Как и многие другие чиновники.
    • Usus
      17 февр. 2014 г., 22:27:06
      Ответить
      Я с Вами полностью согласен
      добавить больше нечего....
      ...сторонники партии власти или пропрезидентский суд или ....

      эээх чего уж там((((
      • вован птицын
        17 февр. 2014 г., 22:58:19
        Ответить
        вы не правы,я нужен
    • К.А.Суппер
      17 февр. 2014 г., 23:10:40
      Ответить
      ты, засранец с Ельциным бухал или наливал ему??!!
      • дохтор
        18 февр. 2014 г., 6:29:45
        Ответить
        костян,
        кончай бухать, теремок не вернуть)
        Отправлено из мобильной версии
  • Юрий Вавилов
    17 февр. 2014 г., 22:30:19
    Ответить
    Сильная президентская власть - это завуалированное название авторитаризма, если не диктатуры. ИМХО.
  • Лицемерие
    17 февр. 2014 г., 22:37:04
    Ответить
    http://ejvasud.komi.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=114508&delo_id=1540005
  • Лицемерие
    17 февр. 2014 г., 22:37:07
    Ответить
    http://ejvasud.komi.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=114508&delo_id=1540005
    • Лицемерие
      18 февр. 2014 г., 17:42:54
      Ответить
      Надо,надо некоторым личики измерять после года "рабского труда на галерах"
      ъ
  • 123
    17 февр. 2014 г., 22:43:04
    Ответить
    с хорошим пожизненым доходом можно быть сторонником и давать интервью
  • К.А.Суппер
    17 февр. 2014 г., 23:12:46
    Ответить
    поддерживаю, я тоже за сильную президентскую власть, а вы за что засранцы??!!
    • Сергей
      18 февр. 2014 г., 20:30:18
      Ответить
      Суппер-ты супер идиот.
  • К.А.Суппер
    17 февр. 2014 г., 23:15:31
    Ответить
    вы, засранцы, для начала научитесь своё имя писать, а не за никами скрываться и тяфкать, трусишки!!!!
    • Житель
      18 февр. 2014 г., 10:32:10
      Ответить
      Успокойся, шавка путинская
  • Аллен
    17 февр. 2014 г., 23:25:51
    Ответить
    Всё, что вы наворотили на своей Родине, мы будем использовать в своих интересах!
  • 123
    18 февр. 2014 г., 0:05:57
    Ответить
    Ну так естественно
    Президент твой хозяин, который кормит тебя неплохо. Как же кусать эту руку. Конечно ты за неё и решения твои за неё, а не за народ.
  • usa_001
    18 февр. 2014 г., 5:20:52
    Ответить
    чуть-чуть в тему
    у нынешних Социалистических ША в самом деле Конституция ещё ТЕХ времён.
    а по поводу поправок:
    их всего то 27, и последняя была принята в 1989-1992 году и это НЕ НОВАЯ поправка, ей больше 200 лет. Её ещё в те далёкие времена хотели провести.
    Википедия:
    Двадцать седьмая поправка — последняя принятая на данный момент поправка к Конституции США. Была предложена ещё в 1789 году, одновременно с поправками, составившими «Билль о правах», однако ратифицирована необходимым количеством штатов лишь 5 мая 1992 года (правительство считает 7 мая).
    Вы их можете просмотреть сами в Википедии.
    А так чтобы не ходить и не искать, - ЗАДУМАТЬСЯ я сюда некоторые вставлю:
    -№ 4 Запрет произвольных обысков и арестов
    -№ 8 Запрет чрезмерных залогов и штрафов, жестоких и необычных наказаний
    -----------
    например если вчитаться в пункт 4. От каких это лет и сколько времени в США действуте эта поправка(1791)?
    А на сЭсЭрЭ-вской территории она как правомочна?

    про другие вы и так наслышаны.
  • вот-с
    18 февр. 2014 г., 6:33:34
    Ответить
    вот откуда берётся нарушение принципов
    конституционный суд, оказывается, не беспристрастно относится к власти и прямо об этом заявляет
    Отправлено из мобильной версии
  • Кретову
    18 февр. 2014 г., 8:18:40
    Ответить
    А я за сильную КОНСТИТУЦИЮ
    • а я..а я...Я супротив кретинизьма!!!!!!!!!!!!!!
      18 февр. 2014 г., 17:44:47
      Ответить
      .
  • Ух Их
    18 февр. 2014 г., 8:31:54
    Ответить
    Я так думаю, если бы он иное говорил - не был бы на том месте, где сидит.
    Правда жизни, при чем тут Конституция?
  • 500
    18 февр. 2014 г., 8:57:22
    Ответить
    По теме
    Абсолютно ненужный институт в такой маленькой республике, но чиновники придумали себе дополнительную кормушку, а народ оплачивает!
  • !
    18 февр. 2014 г., 9:04:51
    Ответить
    Его непорочная дочь
    Сканадал с его дочерью уже забылся. она,будучи случайно так же судьей, засветилась в ночном клубе. Перед ней трясли попами и другой выступающей частью тела ,торчащей из трусов стриптизеры , а она весело смеялась. и это она судья-"апологет нравственности" и неподкупности.
    • приколь кидма
      18 февр. 2014 г., 9:36:06
      Ответить
      эрнест после суда, состоявшегося не в его пользу
      и где его буквально втоптали в грязь (там ему и место, в принципе), вдруг поумнел и перестал подписываться своим именем)
      • эрнес
        18 февр. 2014 г., 9:42:32
        Ответить
        не боюсь
        поставил же восклицательный знак!
  • 13
    18 февр. 2014 г., 9:54:03
    Ответить
    В последнем предложении вы сказали правду : "ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ" очень точно охарактеризовали себя и систему судей в целом!
  • 16
    18 февр. 2014 г., 9:56:14
    Ответить
    Пока у власти жиды, счастья в жизни не жди!
  • время
    18 февр. 2014 г., 10:00:48
    Ответить
    время
    в страшное время мы живем.
    будущий судья, дочурка картонного и высокомернного человечишки, танцует со стриптезарами в клубе и это оправдывается типа не завидуйте, мы все люди и т.п.
    продажаные журналисты берут интервью у руководителя не нужного суда,назначенного по блату в качестве почетной отставки и не написавшего за свою жизнь ни одного значимого юридического труда (эту статью за него и то написали)
    у руководителя суда, воспитавшего чванливую дочь и всеми правдами и неправдами пытающегося протолкнуть ее на должность судьи с з/п от 130 тыс.руб в месяц.
    ну и времечко сейчас 0-0
    • Мэзааааку!
      18 февр. 2014 г., 22:23:53
      Ответить
      Опять Мэээээзак, по стилю точно он))!
  • читатель
    18 февр. 2014 г., 10:30:43
    Ответить
    К.- Я сторонник сильной президентской власти. Это касается и субъектов. На местах должна быть сильная исполнительская власть.

    Я:- Сталин наше всё!

  • Житель
    18 февр. 2014 г., 10:33:54
    Ответить
    А я - за равенство перед законом для ВСЕХ, в том числе и для презика
  • 500+
    18 февр. 2014 г., 10:35:14
    Ответить
    вот бы депутаты РК свершили хоть одно доброе дело:упразднили констит-й суд РК. ЧТО тут лукавить:функции надзора и восстановления законности в ведении прокуратуры.Например:тот же принятый акт, но не соответствующий законам РФ, обжалуется прокуратурой в Верх.суд.
  • Ухтинка
    18 февр. 2014 г., 10:52:03
    Ответить
    В судах РК попробуй сошлись на Конституцию РФ, да плевали наши судьи на нее. Требования ее не соблюдаются повсеметно, особенно те статьи, которые касаются прав граждан. Интересно, в какую сумму выливается республике содержание аппарата и судей Конституционного суда РК, который в год проводит от силы пару заседаний. Есть КС РФ, а КС субъектов федерации - это создание видимости демократии.
  • гражданин РК
    18 февр. 2014 г., 11:30:15
    Ответить
    Уважаемый Председатель КС РК огласите народу Республики Коми поименный состав судей и колич-во персонала, а также годовой бюджет суда.Это ведь не гостайна. Спасибо.
  • Николай Моисеев
    18 февр. 2014 г., 12:11:48
    Ответить
    Просто стыдно за Кретова - предшественнику своему, дяде Юре, он и в подмётки не годится! Как и всякий другой суд в Коми, КС сегодня занят на обслуживании интересов чиновничества, всесильного и наглого до неприличия. Что касается "сильной президенсткой власти" - в той же соседней Беларуси она тоже сильная. Только при ней почему-то, в отличие от России, нет коррупции в чиновничьей среде, нет "друзей Лукашенко", скупивших по-дешёвке всю страну, нет нищих и беспризорных. Так к чему вы призываете, господин Кретов?
  • 444
    18 февр. 2014 г., 16:43:40
    Ответить
    Это тот самый Кретов, у которого дочь плясала с шестом или у шеста, и которую не допустили "президентской властью"до судейской деятельности?
    • до судейской деятельности?
      18 февр. 2014 г., 17:48:15
      Ответить
      Пардон,ачипятка,- Иудейской деятельности.
      .
    • солоха
      18 февр. 2014 г., 17:49:48
      Ответить
      это, случайно, не мелкий очкарик царапает,
      морда которого давно просит кирпича?
      • солохе
        18 февр. 2014 г., 20:11:46
        Ответить
        А это, не дочурка?