Верховным судом
Российской Федерации проверена
законность отдельных положений ведомственного акта, устанавливающего Требования
по обеспечению транспортной безопасности.
Данные требования
были разработаны при реализации мер по защите объектов инфраструктуры и
воздушных судов (в т. ч. от терактов). Они учитывают уровни безопасности для
различных категорий таких объектов.
Их исполнение
обязательно в т. ч. для всех субъектов транспортной инфраструктуры (т. е.
собственников этих объектов или иных владельцев). Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 9
декабря 2012 г. N КАС12-13 апелляционная коллегия
ВС РФ отклонила довод о том, что эти требования незаконно возлагают на
указанных субъектов обязанности, свойственные только государству. Как пояснила
Коллегия, эти положения обязывают названных лиц выявлять нарушителей, пресекать
попытки совершения незаконных актов и т. п.
Однако это само по
себе не исключает и не отменяет обязанности обеспечивать безопасность,
возложенные на органы госвласти. Подавляющая часть
предписаний, установленных этими требованиями (включая обязанность выявлять
потенциальных нарушителей), вытекает из положений Закона о транспортной
безопасности.
В частности, он
предусматривает, что названные субъекты обязаны оказывать содействие в
выявлении, предупреждении и пресечении актов незаконного вмешательства, а также
в ликвидации их последствий, установлении причин и условий их совершения. Одна из оспариваемых
норм предусматривает необходимость оформлять пропуска для допуска в зоны
транспортной безопасности для пожарных расчетов, аварийно-спасательных команд,
бригад скорой медпомощи, прибывших для ликвидации пожаров, аварий и т. д.
Коллегия сочла
подобный порядок законным, указав, что в законодательстве нет указания на то,
что подобные службы могут беспрепятственно (бесконтрольно) проезжать на
аэродромы. Вместе с тем Коллегия
сочла незаконными нормы, которые устанавливают время, в течение которого
нарушители, запрещенные предметы и вещества должны передаваться названными
субъектами федеральным органам власти.
Причина - орган
власти, который издал данный ведомственный акт, вышел за пределы компетенции.
Кроме того, время совершения подобных действий зависит от целого ряда
обстоятельств и должно определяться в каждом конкретном случае.
Прикрепления: |