Лизинг снова на повестке дня Президиума Высшего Арбитражного
Суда: теперь он готовится окончательно определить объем таможенных пошлин на
технику, ввозимую на территорию России в рамках договоров лизинга, и выяснить,
должны ли лизинговые платежи включаться в таможенную стоимость и какой ставкой
облагаются объекты лизинга, не подлежащие возврату лизингодателю. Поводом
послужил спор ООО "Эриэлл Нефтегазсервис" (входит в международную
нефтесервисную группу ERIELL) с Сыктывкарской таможней Северо-Западного таможенного
управления, который попал в ВАС после его рассмотрения судами трех истанций не
в пользу компании. В 2010 году компания "Эриэлл Нефтегазсервис"
обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с обжалованием корректировки
таможенной стоимости, в результате которой таможенники, помимо непосредственно
выкупной стоимости бурильного оборудования и труб, включили в нее еще и
лизинговые платежи (дело АС РК А29-7557/2010). Кроме того, компания
претендовала на возврат 13,8 млн руб. таможенных платежей, с ее точки зрения,
излишне уплаченных. Суды трех инстанций последовательно отказали заявителю,
сочтя, что решение таможенниками Сыктывкарской таможни Северо-Западного
таможенного управления о включении в таможенную стоимость процентов по лизингу
было обоснованным. Однако судьи ВАС Валерия Кирюшина, Валентин Александров и
Михаил Юхней пришли к выводу, что принятые ими постановления нужно
пересмотреть. В определении о передаче дела в надзор коллегия предложила
Президиуму ВАС решить целый ряд вопросов. Во-первых, вопрос возможности включения лизинговых платежей
в таможенную стоимость оборудования и труб. Дело в том, что "Эриэлл"
заявил ее без их учета. Таможенники поправили импортера, добавив их к
стоимости, а арбитражный суд республики, сославшись на п. 1 ст. 19 закона о
таможенном тарифе, согласились с таким подходом. Однако коллегии он показался
сомнительным. Судьи посчитали, что "таможенные пошлины правомерно
рассчитывались обществом, исходя из стоимости предмета лизинга и по ставке 15%
без учета процентов по договору лизинга". "Проценты по лизингу не перечислены в таможенном
законодательстве как элемент таможенной стоимости, такой прямой нормы в законе
нет", – говорит по этому поводу Елена Белозерова, руководитель направления
"Таможенное право и внешняя торговля" юридической фирмы Goltsblat
BLP. В то же время, большая часть судов, по ее словам, с этим вопросом
определилась, и не в пользу декларанта: они включают проценты по лизингу в
облагаемую пошлиной сумму. Проблема заключается в том, что рассчитать таможенную
стоимость вместе с лизинговыми платежами вообще, как правило, невозможно. Такая
ситуация сложилась с ввезенным "Эриэллом" оборудованием: оно могло
быть возвращено лизингодателю, соответственно, срок его использования мог
измениться и лизинговых платежей могло быть уплачено меньше, чем было
рассчитано. Поэтому таможенная стоимость, по которой было заявлено
оборудование, может оказаться завышенной. Иная ситуация с бурильными трубами, которые, в отличие от
техники, не могут быть возвращены лизингодателю после использования (по
окончании работ они остаются в грунте). Это, по мнению Белозеровой,
единственный вариант, когда, с учетом мнения судов о необходимости включения
лизинговых платежей в таможенную стоимость товара, ее можно рассчитать уже на
момент ввоза. В этом случае она сложится из контрактной стоимости, транспортных
расходов и процентов (поскольку стоимость труб оплачивается как бы в рассрочку,
значит, лизинговый платеж имеет непосредственное отношение к их стоимости).
Вместе с тем, юрист Goltsblat BLP снова подчеркнула, что она
"принципиально против" включения лизинговых платежей в таможенную
стоимость всех ввозимых товаров.
Второй вопрос к Президиуму ВАС связан с возможной разницей
между пошлиной, уплачиваемой за товары, предназначенные для временного ввоза и
внутреннего потребления. Так как ввезенные "Эриэллом" трубы не
предназначены для возврата лизингодателю, то режим временного ввоза для них не
подходит, и он задекларировал их в режиме внутреннего потребления под 15%
таможенной пошлины. В то же время, для условно выпущенных товаров с
возможностью их контроля со стороны таможни применяется ставка периодического
таможенного платежа в размере 3% ежемесячно. Обращаясь в ВАС, компания
"Эриэлл" просила "дать оценку законности примененного
внутреннего режима". Коллегия, с учетом специфики ввозимого товара, согласилась с
ее правомерностью. В этой части спор, по-видимому, носит чисто теоретический
характер. "Таможенный режим заявляет декларант, а таможня лишь принимает
его или нет. Сама она режимы не рекомендует", – говорит Елена Белозерова.
— Заявитель должен доказать, что ему не разрешили применить режим временного
ввоза и он переплатил таможенные платежи в результате этого". В то же
время, этот вопрос в нижестоящих судах, если исходить из изданных ими актов,
вообще не обсуждался и не исследовался.
Дальнейшая судьба спора будет решаться уже в Президиуме ВАС.
Дата рассмотрения назначена на 5 июня.
Прикрепления: |