Эксперты опубликовали финальный вариант доклада
"Стратегия-2020", заказанный правительством еще в 2008 году. Это
самое масштабное исследование в области экономической политики в истории
современной России, которое должно представить варианты реформ на восемь лет
вперед. Руководили работой ректоры ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов и РАНХиГС Владимир
Мау. Значительная часть доклада посвящена проблеме улучшения
инвестиционного климата в России. Для этого авторы предлагают среди прочего
реформировать Уголовный кодекс, который "принципиально не учитывает
современные реалии рыночной экономики, права и мотивы поведения экономических
субъектов, реалии современного рынка". Правопорядок, сформированный
уголовной политикой в России, по мнению экспертов, является агрессивным по
отношению к собственности и бизнесу. Доводы ученых включают необоснованно жесткие наказания по
"бизнес-статьям", которые иногда превышают сроки убийцам,
существующую ответственность предпринимателей за получение дохода при
отсутствии ущерба кому-либо, а также противоречие положений УК с международными
обязательствами России. В качества примера к последнему пункту называется
статья за непогашенный кредит, которая не соответствует Конвенции о защите прав
человека. В "Стратегии" прямо говорится о необходимости
пересмотра понятия "организованная преступная группа" в контексте
предпринимательства. Мотивируется это тем, что понятие может быть расширено на
неограниченный круг лиц, являющихся сотрудниками компании, но не вовлеченных в
преступную деятельность в силу должностных ограничений. Достаточно прозрачный
"привет" ЮКОСу. Про дело Ходорковского и Лебедева невольно вспоминаешь,
читая доклад далее. Одной из мер по нормализации делового климата признана
амнистия осужденных предпринимателей и реабилитация части из них. Помимо
очевидных гуманистических соображений эксперты приводят дополнительный
аргумент: "Прецедент пересмотра ранее принятых неправомочных или
основанных на злоупотреблениях решений станет важным ограничивающим фактором
для продолжения и распространения подобных практик". Правительство, заказывая исследование, поставило условие –
воздержаться от предложений по реформе силового аппарата государства. Эксперты,
тем не менее, осторожно пишут о необходимости уточнения и разделения функций и
полномочий различных правоохранительных и органов в отношении контроля за
экономикой. В частности, говорится о целесообразности разделения функции защиты
закона и надзора, которую нужно оставить за прокуратурой, и защиты
имущественных интересов государства. Последнее могло бы стать прерогативой
Минюста, который выступал бы в качестве истца или ответчика по делам,
затрагивающим имущественные интересы государства. Для повышения транспарентности судебной практики докладчики
советуют создать публичную базу судебных решений (скорее всего, речь идет о
неполноте базы данных решений судов общей юрисдикции, поскольку Конституционный
Суд РФ и арбитражные суды все свои акты уже разместили в открытом доступе), а
также инициировать написание ежегодного открытого отчета о судебной практике,
над которым бы совместно работали судьи, прокуроры, адвокаты и
бизнес-сообщество. В системе арбитражных судов предлагается выделить отдельные
судейские составы, которые будут специализироваться на определенных категориях
дел: банкротстве, налоговых делах и делах по искам, связанным с регулированием
рынка ценных бумаг – самых быстрорастущих секторах современной арбитражной практики.
Некоторые из этих предложений, к слову, уже реализованы. Налоговое законодательство в целом признается несовершенным.
Ученые выступают за полную ревизию соответствующего кодекса, чтобы удалить из
него лазейки по уходу от налогообложения, а также для конкретизации и уточнения
ряда положений. Судей в случае реализации "Стратегии" придется
подтягивать в области экономических знаний, в первую очередь, опять же,
налогов. Как отмечает газета "Коммерсантъ", в окончательной
версии доклада более отчетливо выглядит в нем "проблема исполнителя".
При качественной проработке экономических реформ 864 страницы доклада
заставляют задумываться о политических механизмах реализации этой выдающейся по
меркам Правительства РФ программы.
Прикрепления: |