Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда республики Коми не нашла оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 марта 2014 года (судья Кислая М.В.), по которому признаны незаконными приказы Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Арбитражного суда Республики Коми, снижающие пребывающим в отставке судьям Арбитражного суда Республики Коми Елькину С.К. и Понькину С.И. размеры ежемесячного пожизненного содержания, а также размеры выходного пособия.
Ранее пребывающие в отставке судьи Арбитражного суда Республики Коми Елькин С.К. и Понькин С.И. обратились в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с исками к Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, Арбитражному суду Республики Коми (АС РК) о признании незаконными приказов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и соответствующих приказов Арбитражного суда Республики Коми о снижении размера ежемесячного пожизненного содержания и размера назначенного при выходе в отставку выходного пособия. Решением Сыктывкарского городского суда исковые требования были удовлетворены, но высший арбитражный суд Российской Федерации не согласился с решением суда и обратился с апелляционной жалобой.
По мнению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации с учетом положений Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», приложением №7 к которому устанавливаются разные должностные оклады в судах субъектов Российской Федерации в зависимости от численности населения: свыше одного миллиона человек (раздел 4) и менее одного миллиона человек (раздел 2), в Арбитражном суде Республики Коми с 2004 года неправильно исчислялся размер ежемесячного денежного содержания судей, исходя из данных Единой межведомственной информационно-статистической системы, согласно которым численность населения Республики Коми составляет менее одного миллиона человек.
В ходе рассмотрения дела не только истцы, но и председатель Арбитражного суда Республики Коми Войнов С.А. (который в случае отказа в удовлетворении требований также считался бы получающим незаконно высокое содержание) считали незаконными указанные выше решения ВАС РФ.
Как было установлено судом в ходе рассмотрения дела исходя из принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, признания самостоятельности органов судебной власти, статус судьи в Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, с тем, чтобы гарантировать осуществление правосудия независимым и беспристрастным судом; в этих целях, в том числе, предусматривается их надлежащее материальное и социальное обеспечение, выступающие гарантией независимости судей. (статьи 10, 119, 120 - 122 и 124 Конституции Российской Федерации). Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», закрепляя конституционные гарантии независимости судей, относит к их числу право судьи на отставку, а также предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу (пункт 1 статьи 9).
Предоставление судьям, пребывающим в отставке, ежемесячного пожизненного содержания является дополнительной гарантией их надлежащего материального обеспечения в связи с предъявляемыми к ним высокими требованиями. Порядок исчисления размера выходного и единовременного пособия и пожизненного содержания производится в соответствии с пунктом 1 статьи 19 данного Закона из расчета ежемесячного денежного вознаграждения, выплат по коэффициентам (районным, за работу в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях), надбавок за работу в местностях с неблагоприятными климатическими условиями. В силу пункта 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» выходное пособие исчисляется из ежемесячного денежного вознаграждения судьи по оставляемой должности. Согласно пункту 4.1 «Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, Федеральных арбитражных судов и мировым судьям», при определении размера ежемесячного пожизненного содержания в заработную плату (денежное содержание) включается, в частности, должностной оклад судьи на момент ухода его в отставку, а при замене пенсии на ежемесячное пожизненное содержание - должностной оклад работающего судьи соответствующего уровня на день подачи заявления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей» ежемесячное денежное вознаграждение судьи состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью судьи, месячного оклада судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом, ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной доплаты за выслугу лет, ежемесячных доплат за ученую степень кандидата юридических наук, доктора юридических наук, за ученое звание доцента, профессора, за почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, ежемесячной доплаты за знание иностранных языков и их использование при исполнении должностных обязанностей. Таким образом, поскольку должностной оклад судьи входит в состав ежемесячного денежного вознаграждения, изменение должностного оклада в сторону уменьшения повлечет уменьшение размеров выходного пособия и ежемесячного пожизненного содержания судьи.
Согласно положениям части 3 статьи 11 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», статьи 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», а также статьи 2 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации», ежемесячное денежное вознаграждение судьи, замещающего соответствующую должность, не может быть уменьшено.
Недопустимость уменьшения заработной платы судей подтверждается также и Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 330-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», которым введен в действие пункт 3.1 статьи 15 Закона «О статусе судей в Российской Федерации», устанавливающий повышающий коэффициент к части выплаты выходного пособия, судьям, назначенным на должность до 1 января 2012 года и ушедшим в отставку. При этом ежемесячное пожизненное содержание, назначенное судье, пребывающему в отставке, увеличивается при повышении денежного содержания судьи, работающего по соответствующей должности (п. 5 ст. 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и п. 4.3 «Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, Федеральных арбитражных судов и мировым судьям»). Данное правовое регулирование является проявлением единства статуса судьи, установленного частью 1 статьи 2 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».
Кроме того, пунктом 4.3 «Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, Федеральных арбитражных судов и мировым судьям» предусмотрено, что размер ежемесячного пожизненного содержания определяется однократно при уходе или удалении судьи в отставку, и последующие изменения характеризующих данных судьи не должны влечь за собой перерасчета назначения ежемесячного пожизненного содержания, за исключением случаев увеличения заработной платы (денежного содержания) судьи.
С учетом указанных доводов судебная коллегия ВС РК оставила решение Сыктывкарского городского суда от 24 марта 2014 года без изменения.
Прикрепления: |