Комиссия Правительства РФ по законопроектной деятельности
одобрила для рассмотрения на заседании кабинета министров законопроект,
касающийся включения в судейский стаж периода работы прокурором, следователем
или адвокатом. Законопроект "О внесении изменений в статью 7
федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и
работников аппаратов судов Российской Федерации"" разработан Минфином
России в целях реализации постановления Конституционного суда РФ от 20 апреля
2010 г. №9-П. Напомним, что КС РФ признал часть первую статьи 7 ФЗ "О
дополнительных гарантиях социальной защиты судей…" не соответствующей
Конституции РФ. Речь шла о норме, которая привела к утрате возможности
учитывать судьям выработанный ими стаж работы прокурором, следователем и
адвокатом при получении различных выплат (надбавки к зарплате, пожизненного
содержания и выходного пособия). Эта норма признана неконституционной в той
мере, в какой она распространялась на судей, вступивших в должность до ее
принятия. До вступления в силу в январе 2009 года Федерального закона
от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального
закона "О противодействии коррупции"" в стаж работы судьи,
занимавшего свою должность не менее пяти лет, засчитывалось время его
предшествующей работы прокурором, следователем и адвокатом. Судья, имеющий стаж
работы не менее 20 лет, при выходе в отставку вправе получать ежемесячное
пожизненное содержание в полном размере, а если он продолжает работать, то
имеет право на ежемесячную надбавку к заработной плате в размере 50% от
ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть ему начислено при
выходе в отставку. Согласно Федеральному закону от 25 декабря 2008 года №
274-ФЗ, с 10 января 2009 года в судейский стаж перестало включаться время
работы прокурором, следователем и адвокатом. Поводом к рассмотрению дела КС послужили, в частности,
запросы Железнодорожного районного суда Новосибирска (в связи с находящимися в
его производстве делами по искам судей С. Чалковой и И. Мороза) и Кировского
районного суда Ростова-на-Дону (в связи с рассмотрением им дела по иску судьи в
отставке Г. Медведевой). Вынося решение, КС напомнил, что уровень
конституционно-правовой защиты статуса судьи не может снижаться по отношению к
уже достигнутому. И законодатель, осуществляя правовое регулирование, должен
учитывать, в том числе, законные ожидания, сформировавшиеся на основе ранее
действовавшего законодательства. Судьи, назначенные на должность до введения в
действие Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ, правомерно
рассчитывали на то, что время их работы прокурорами, адвокатами и следователями
будет впоследствии включено в их стаж работы в качестве судьи. Кроме того, как
подчеркивал КС, в различном положении оказались судьи, назначенные (избранные)
на должность до введения нового правового регулирования, но в разное время
обратившиеся за назначением ежемесячного пожизненного содержания или выплатой
выходного пособия в связи с уходом в отставку. Как постановил КС, устранение разночтений статьи 7 ФЗ
"О дополнительных гарантиях социальной защиты судей…" возможно только
путем изложения ее в новой редакции и принципиального изменения
законодательства в вопросе подхода к исчислению стажа судебной работы, дающего
право на отставку и получение всех видов выплат и льгот. Предлагаемая законопроектом новая редакция статьи 7, как
отмечается в правительственном релизе, "сохранит достигнутый уровень
гарантий в части включения в стаж судебной работы периодов предшествующей
работы в иных должностях, для занятия которых необходимо наличие высшего
юридического образования, но при условии стажа работы непосредственно в
должности судьи не менее 10 лет". При этом законопроект включает нормы,
"предусматривающие альтернативу выбора законодательства, регулирующего
порядок подсчета стажа судебной работы" при определении права на отставку,
получение ежемесячного пожизненного содержания и выходного пособия.
Прикрепления: |