Предметом проверки в КС РФ вновь стали нормы, касающиеся выплат инвалидам-чернобыльцам. С 15.02.2001 был изменен механизм таких выплат. Так, если ранее суммы предоставлялись в размере среднего заработка (соответствующей его части) с учетом степени утраты трудоспособности, то после поправок компенсации стали выплачиваться в фиксированных величинах (в зависимости от группы инвалидности). Оспариваемые нормы предоставляют гарантию тем, кто в результате таких поправок стал получать меньше, нежели до них. Если новая компенсация не достигает прежней величины, то выплачивается ранее назначенная сумма (но не более максимума, установленного Законом о бюджете ФСС РФ на очередной год).
Данные положения уже проверялись КС РФ ранее и он счел их конституционными. В 2010 г. он указал, что нормы не препятствует тому, чтобы суммы предоставлялись инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет (увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности) и в случае, когда они не обращались за выплатами до 15.02.2001. Данные лица могут получать компенсации в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из довольствия с учетом степени утраты профтрудоспособности). Т. е. у них есть право выбрать способ определения величины выплаты (позиция применяется с 20.12.2010). Позже в 2012 г. КС РФ указал, что данная позиция наряду с военными распространяется и на инвалидов-чернобыльцев из числа лиц рядового и начальствующего состава ОВД, получающих пенсию за выслугу лет (увеличенную на минимальный размер пенсии по инвалидности). Данная позиция должна применяться с 20.02.2012.
На этот раз КС РФ пришел к выводу, что нормы неконституционны. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 18 сентября 2014 г. N 23-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с жалобой гражданина А.А. Планкина" они являются таковыми в той мере, в какой позволяют отказывать в компенсации, рассчитанной исходя из довольствия с учетом степени утраты профтрудоспособности, упомянутым инвалидам-чернобыльцам из числа сотрудников ОВД (получающим указанную пенсию).
Имеются в виду случаи, когда эти лица не обращались за выплатами до 15.02.2001. Причина, по которой КС РФ на этот раз признал нормы неконституционными, такова. Еще в 2012 г. КС РФ указал, что и упомянутые военные, и бывшие сотрудники ОВД, по сути, отнесены для цели данной выплаты к одной категории лиц. Т. е. они тоже имеют право на упомянутый выбор способа исчисления сумм и в случае, если не обращались за компенсацией до поправок. Между тем на практике нормы продолжают толковаться иначе.
По материалам garant.ru
Прикрепления: |