В предвыборный период и в ходе выборов в Государственную
Думу Российской Федерации 4 декабря 2011 года не было создано всех условий для
справедливой конкуренции кандидатов. Такой вывод содержится в окончательном
докладе Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по
безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В результате ограничений при
регистрации партий и общественных движений, вмешательства властей разного
уровня на всех этапах выборов, нарушений при подсчете голосов и неэффективности
процедур обжалования злоупотреблений, выборы в Госдуму нельзя назвать
справедливыми, считают в ОБСЕ. В окончательном докладе отмечается, что основные и наиболее
многочисленные нарушения пришлись на процедуру подсчета голосов. На каждом
третьем участке, где присутствовали наблюдатели ОБСЕ, ситуацию при подсчете
можно было назвать "плохой или очень плохой". Недостатки в
организации работы избирательных участков, процедурные нарушения и отсутствие
прозрачности при подсчете сделали возможным такие манипуляции, как вброс
бюллетеней. Во многих случаях в списки не заносились имена избирателей,
голосовавших по открепительным удостоверениям, не подсчитывались
неиспользованные бюллетени. В докладе ОБСЕ упоминается о 7 случаях удаления наблюдателей
с избирательного участка во время подсчета голосов. Более чем в 20 участках им
не предоставили копии протоколов. А в половине участков, которые посетили
наблюдатели бюро, подписанные протоколы не были вывешены в открытом доступе. В
21 случае протоколы не были подписаны ручкой, а в 32 в них не были занесены все
необходимые сведения. Непосредственно в день выборов наблюдателями были поданы
многочисленные жалобы на нарушения в ходе голосования, отмечается в докладе.
При этом наблюдатели, желающие подать жалобу, часто сталкивались с
противодействием со стороны членов избирательных комиссий. Многие жалобы
остались не рассмотренными или были отклонены практически без рассмотрения.
Многие из них, в нарушение закона, регистрировались не как жалобы, а как
обращения. В целом, официальное количество поданных жалоб установить не
удалось, признает ОБСЕ, так как цифры, предоставленные ЦИК и озвученные разными
официальными лицами, сильно отличаются друг от друга. Авторы доклада отмечают активное использование
административного ресурса. Большинство председателей УИК — госслужащие, которые
использовали служебное положение для того, чтобы повысить шансы "Единой
России", пишется в докладе. Российские СМИ, по мнению иностранных наблюдателей, также
оказались не беспристрастными. В докладе констатируется, что государственные
телеканалы "Россия" и "Россия 24" в своем эфире явно
отдавали предпочтение "Единой России". Во многих материалах,
освещающих официальную и не имеющую отношения к предвыборной кампании деятельность
президента, на заднем плане демонстрировались слоганы правящей партии.
Большинство новостей на крупных каналах, в том числе на НТВ и ТВ-Центр, были
посвящены достижениям властей. В противовес этим фактам, в докладе говорится о
сюжетах на REN-TV, в которых правящая партия подвергалась критике. В день выборов наблюдатели от ОБСЕ получили информацию от
различных партий о том, что они подали многочисленные жалобы в прокуратуру и в
суды. При этом в предвыборный период, отмечается в докладе, роль судов в
рассмотрении жалоб была минимальна. В окончательном докладе нашлось место и для рекомендаций
этой международной организации, часть из которых мы приводим здесь в переводе
редакции "Право.Ru": - Предпринять усилия для обеспечения отделения государства
от партии. - Государственные власти и другие институты должны
продемонстрировать готовность эффективно применять принципы демократических
выборов, которые предусмотрены законом, в том числе гарантии свободы собраний и
свободы слова. - Принять дополнительные меры, чтобы обеспечить
беспристрастность и независимость от властей избирательных комиссий, как того
требует закон. - ЦИК и другие контролирующие органы должны надлежащим
образом осуществлять предоставленные законом полномочия, следя за тем, чтобы
государственные СМИ относились к кандидатам непредвзято и освещали их кампании
в равной степени. - Нормы закона, регулирующие подачу обращений и жалоб в
избирательные комиссии, должны быть уточнены. В них должно быть четко
определено, что считать обращениями, а что жалобами. В них также должна быть
уточнена роль рабочих групп, создаваемых для рассмотрения жалоб. - Рассмотреть возможность консолидации всех норм,
регулирующих проведение выборов, в один законодательный акт. - Российские граждане, имеющие двойное гражданство, не
должные лишаться возможности участвовать в выборах в качестве кандидата. - В законодательстве о выборах должна быть предусмотрена
возможность выдвижения независимых кандидатов. - Для обеспечения прозрачности в протоколы избирательных
комиссий должны быть включены недостающие поля – число проголосовавших и число
выданных бюллетеней. - Рассмотреть возможность голосования по почте жителями
отдаленных областей. - Разработать более короткую и четкую инструкцию для членов
избирательных комиссий. - Создать специальный независимый орган, который
контролировал бы справедливое освещение предвыборных кампаний в СМИ и
рассматривал бы жалобы, связанными со СМИ. - Разработать более четкие критерии понятия
"прайм-тайма" для бесплатного предоставления кандидатам бесплатного
эфира. - Государственные СМИ должны быть свободными в своей
редакционной политике при освещении работы госорганов и должны основываться при
этом на принципах объективности и беспристрастности. Напомним, что 14 декабря Европарламент принял резолюцию по
выборам в Госдуму РФ, в которой, в частности, призвали провести новые свободные
выборы в России. В резолюции подчеркивалось, что выборы в России не
соответствуют принятым ОБСЕ стандартам (ранее наблюдатели от этой организации
заявили о многочисленных нарушениях, допущенных в ходе выборов). ЦИК РФ
охарактеризовал этот акт, как политический. "Это политическая оценка. В свою
очередь, мы видели, что в этой кампании приняли участие все партии, которые
были зарегистрированы", — заявила
"Интерфаксу" член Центризбиркома РФ Татьяна Воронова,
курирующая в ведомстве вопросы международного сотрудничества и наблюдения.
Прикрепления: |