За 2013 г. в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми (Управление Роспотребнадзора по Республике Коми)
поступило 142 обращения (2012 г. - 67), что составляет 5% от общего количества обращений, связанных с нарушением прав потребителей, в том числе 84 письменных обращения, из них 73 связаны с деятельностью банковских организаций, 10 со страховой деятельностью, 3 с деятельностью платёжных агентов, 1 с микрофинансовой деятельностью.
87% (124) обращений поступили от граждан, проживающих в г. Сыктывкаре, 6,5% - в Ухте, 2,1% в г. Сосногорске. Причины обращений граждан: • предъявление требования о незамедлительном полном досрочном погашении всей задолженности по договору до получения кредитной организацией доказательств о вручении заемщику Уведомления о необходимости погашения задолженности, предусмотренного условиями кредитного договора (ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк"); • требования кредитных организаций об уплате просроченной задолженности по кредитным договорам (Национальный Банк "ТРАСТ" (ОАО, ОАО "ОТП Банк", ЗАО "Банк Русский Стандарт", ОАО "Сбербанк России"); • нарушение сроков осуществления электронного денежного перевода (ОАО "Сбербанк России"); • неправомерное удержание денежных средств заёмщика (ОАО "Сбербанк России"); • взимание комиссий за ведение и обслуживание карточного счёта, закрытого в предыдущем периоде (ОАО "Сбербанк России"); • одностороннее изменение лимита овердрафта по договору кредитования банковского счёта в сторону увеличения кредитной организацией (ОАО "Сбербанк России"); • доведение недостоверной информации о тарифах (ОАО "Сбербанк России"); • выдача кредитов при условии страхования здоровья и жизни заёмщиков (ВТБ 24 (ЗАО), ОАО "Сбербанк России", Национальный Банк "ТРАСТ" (ОАО); ОАО АКБ "РОСБАНК"; ОАО АКБ "Пробизнесбанк", ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк"); • отсутствие необходимой и достоверной информации о кредитных организациях и предоставляемых ими услугах в рамках кредитных договоров, договоров банковского счёта, договоров кредитования счёта, а также иной информации (ОАО "Восточный экспресс банк", ОАО "Сбербанк России»); • не осуществление частичного досрочного погашения задолженности (ОАО АКБ "РОСБАНК"); • несогласие с размером задолженности при полном досрочном погашении кредита (ОАО "Альфа-Банк"); • доведение недостоверной информации о работе банкомата (ОАО "Банк СГБ"); • взимание платы (комиссий) за проведение банковских операций (Национальный Банк "ТРАСТ" (ОАО), ОАО АКБ "Пробизнесбанк", ОАО "Восточный экспресс банк"; ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк"); • требования кредитных организаций об уплате просроченной задолженности по кредитным договорам и договорам кредитования счёта (ОАО "ОТП Банк"); • передача персональных данных заёмщиков третьим лицам (ОАО АКБ "Пробизнесбанк", ОАО АКБ "РОСБАНК"); • непредставление информации (справки) об отсутствии задолженности по кредитному договору. По поступившим обращениям гражданам дано 113 разъяснений о требованиях действующего законодательства, о порядке действий потребителя в конкретной ситуации. По 6 обращениям, указанные гражданами факты нарушений были подтверждены, Управлением приняты соответствующие меры реагирования. 15 обращений было направлено для рассмотрения по подведомственности в Национальный банк Республики Коми. Всего в 2013 г. Управлением проведено 11 проверок кредитных организаций, в том числе 4 плановые, 7 – внеплановых по обращениям граждан. Составлено 13 протоколов, вынесено 6 постановлений о привлечении к административной ответственности в виде штрафа: по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ «Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы» – 1, по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ «Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя» – 5. Обжаловано 2 постановления, подана 1 апелляционная жалоба на решение Арбитражного суда, кассационных жалоб – 1. Вынесено постановлений кассационной инстанцией в пользу Управления – 1. В ходе всех проверок были выявлены нарушения. В числе основных нарушений – включение в кредитный договор условий, ущемляющих права заемщика: • право Банка требовать от Заемщика незамедлительного полного досрочного погашения всей задолженности по кредитному договору, в том числе, при обращении Заемщика в Банк с заявлением о расторжении договора в части; • право Банка требовать досрочного возврата суммы займа и (или) начисления процентов в полном объёме, в том числе путём списания с любых счетов заёмщика, в случае угрозы образования необеспеченности возврата заёмщиком; одностороннее изменение банками условий кредитных договоров; • навязывание дополнительных услуг, которые ведут к «удорожанию» кредита; • ограничение права потребителя на самостоятельный выбор места предъявления иска.
Прикрепления: |