Постановлением Второго
арбитражного апелляционного суда (г.Киров) оставлено без изменения решение
Арбитражного суда Республики Коми (АС РК) по делу № А29-9799/2010 по иску АКБ Северный народный банк. Указанным решением Арбитражного
суда Республики Коми были удовлетворены требовании АКБ «Северный народный банк»
и признано недействительным решение Инспекции ФНС России по г.Сыктывкару №
11-37/21 от 11.08.2010 в части штрафа за неполную уплату налога на добавленную
стоимость в размере 550 437 руб., пени по налогу на добавленную стоимость в
размере 746 451 руб. 13 коп. и по налогу на добавленную стоимость в размере 3
193 435 руб. как несоответствующие положениям Налогового кодекса Российской Федерации
(НК РФ).
Ранее Инспекцией ФНС по
г.Сыктывкару была проведена выездная налоговая проверка Акционерного
коммерческого банка «Северный Народный Банк».
В ходе проверки было установлено,
что банком зарегистрировано право
собственности на нежилые помещения общей площадью 326,6 кв.м., расположенные по
адресу: г.Сыктывкар, ул.Первомайская, д.62, 3 этаж, блок А, которое сдавалось в
аренду ООО «Интеринвест». В ходе проведения контрольных мероприятий
налоговым органом было установлено, что ООО «Интеринвест» является
взаимозависимой организацией по отношению к АКБ «СНБ», о чем свидетельствуют
следующие факты: 1) учредителями ООО «Интеринвест»
в проверяемом периоде являлись с 01.01.2006 по 15.01.2007 - Антоновская А.М.
(мать Антоновской Н.А. - супруги председателя правления Банка Сердитова С.В.),
с 15.01.2007 по 16.05.2008 - Москотельников Андрей Валерьевич; 2)
руководителями ООО «Интеринвест» являлись с 01.01.2006 по 15.05.2008
-Москотельников Андрей Валерьевич, с 16.05.2008 Давыдюк А.П.; 3) юридическим
адресом ООО «Интеринвест» с момента его образования и до 15.07.2009 являлся:
г.Сыктывкар, ул.Первомайская, 68, т.е. юридический адрес АКБ «Северный Народный
Банк». Также Инспекция установила, что вышеназванное
помещение с мая 2006 г. по март 2008 г. сдавалось в аренду ООО «Феникс-Мебель».
В период с 01.01.2006 по
31.12.2008 на расчетный счет организации поступила выручка только от аренды
помещения ООО «Феникс-Мебель». Согласно материалам дела денежные средства были
сняты наличными из кассы банка. В ходе выездной налоговой проверки банка
при проверке кассовых документов было установлено, что денежные средства,
полученные ООО «Феникс-Мебель» выданы по чекам Сердитову А.В. и Москотельникову
А.В. При этом по данным налогового
органа Сердитов А.В. в 2006-2008 г.г. не получал доходов от ООО «Интеринвест».
С 1994 г. Сердитов А.В. является
работником АКБ «Северный Народный Банк»; в соответствии с предоставленными
Инспекцией данными Сердитов А.В. приходится родным братом Сердитову С.В. - председателю правления банка. Москотельников А.В. в течение 2006-2008 г.г.
также не получал доходов от ООО «Интеринвест».
По результатам проверки инспекция
ФНС пришла к выводу о том, что Северный народный банк, используя зависимую
организацию, скрыл полученные доходы от сдачи имущества в аренду в сумме
4604772 руб. и занизил налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость
на ту же сумму, в связи с чем им получена необоснованная налоговая выгода. Также, по мнению налогового
органа, установление больших промежутков для уплаты арендных платежей по
договорам между АКБ «Северный Народный Банк» и ООО «Интеринвест» не было обусловлено
разумными экономическими и иными причинами. Решением Арбитражного суда
Республики Коми от 18 марта 2011 года претензии налоговой службы были признаны
необоснованными.
При рассмотрении довода
налогового органа об
отсутствии разумной
экономической цели в
действиях банка суды приняли
во внимание позицию Конституционного Суда
Российской Федерации, изложенную
в Определении от 04.07.2007 №366-О-П со ссылкой на
Постановление от 24.02.2004 №3-П о
том, что судебный
контроль не призван
проверять экономическую целесообразность решений,
принимаемых субъектами
предпринимательской деятельности,
которые в сфере
бизнеса обладают
самостоятельностью и широкой дискрецией, поскольку в
силу рискового характера такой
деятельности существуют объективные пределы в возможностях судов
выявлять наличие в ней деловых просчетов.
А основной функцией налогового органа является контроль
за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения
в бюджет налогов
и сборов, в
то время как регулирование финансово-хозяйственной
деятельности проверяемого налогоплательщика
не входит в компетенцию Инспекции ФНС. Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда
решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Прикрепления: |