Квалификационная коллегия судей Республики Коми
распространила на своем сайте памятку для лиц, желающих обратиться с жалобами
на действия и бездействие мировых судей, председателей судов, их заместителей,
судей районных, городских судов республики. Агентство ПРАВоКОМи приводит данный
документ без сокращений.
Квалификационная коллегия судей выполняет задачи по:
содействию в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;
защите прав и законных интересов судей;
участию в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении
судебной деятельности;
утверждению авторитета судебной власти;
обеспечению выполнения судьями требований, предъявляемых
Кодексом судейской этики.
Компетенция
квалификационной коллегии судей определена положениями Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей
в Российской Федерации», Федерального закона Российской Федерации «Об органах
судейского сообщества в Российской Федерации» от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ,
Федерального закона «О порядке
рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ и Положением о
порядке работы квалификационных коллегий судей, утвержденного Высшей
квалификационной коллегией судей Российской Федерации на основании Федерального
закона «Об органах судейского сообщества
в Российской Федерации».
Квалификационной
коллегией судей принимаются жалобы на действия и бездействие мировых судей,
председателей судов, их заместителей, судей районных, городских судов
республики. Жалобы в отношении военных судей, председателей арбитражного и
краевого судов и вышестоящих судов
подлежат рассмотрению Высшей Квалификационной коллегией судей РФ.
Жалобы на поведение
работников аппарата суда подаются руководству этого суда.
Квалификационная коллегия судей субъекта РФ и Высшая
квалификационная коллегия судей не являются судебными инстанциями, не проводят
оценку судебных актов, не пересматривают итоги судебного разбирательства, не указывают судьям, как нужно поступить в той
или иной ситуации при отправлении правосудия, и какую норму материального или
процессуального закона применить. Квалификационная
коллегия не является контролирующим органом над судами различных уровней. Статьи 9 и 10 Закона РФ «О статусе судей в РФ»
напрямую и категорически запрещают любое вмешательство в деятельность судьи при
осуществлении правосудия и ККС здесь не исключение.
Согласно статье 120
(часть 1) Конституции РФ судьи независимы и подчиняются только Конституции
Российской Федерации и федеральному закону. В силу этого конституционного
положения, какое бы то ни было вмешательство в деятельность судов при
отправлении ими правосудия, в том числе со стороны ККС или отдельных лиц
является недопустимым. Более того, Вмешательство в какой бы то ни было форме в
деятельность суда в целях воспрепятствования
осуществлению правосудия влечёт уголовную ответственность по ст.294 УК
РФ.
Запрет любого вмешательства в деятельность судей по
осуществлению правосудия определен в качестве одной из составляющих принципа
независимости судей и в соответствующих процессуальных нормах. Проверка
законности и обоснованности судебных актов может осуществляться лишь в
специальных, установленных процессуальным законом процедурах - посредством
рассмотрения дела судами апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.
Иная процедура ревизии судебных актов принципиально недопустима, поскольку тем
самым была бы, по существу, перечеркнута обусловленная природой правосудия и установленная
процессуальным законом процедура пересмотра судебных решений и проверки
правосудности (законности и обоснованности) судебных актов вышестоящими
судебными инстанциями. Данная правовая позиция, изложенная Конституционным
Судом Российской Федерации в Постановлении от 25 января 2001 года № 1-П,
согласуется с международными стандартами в сфере правосудия, исключающими
возможность пересмотра судебных актов во внесудебном порядке (статья 4 Основных
принципов независимости судебных органов).
Только суд
вышестоящей инстанции в предусмотренном законодательством порядке вправе пересмотреть судебное решение,
определение, постановление.
Согласно ст.27
Положением о порядке работы квалификационных коллегий судей жалоба подлежит возвращению заявителю без
рассмотрения с указанием оснований возвращения в случаях: отсутствия в ней
сведений о совершении судьей дисциплинарного проступка; обжалования судебного акта;
наличия в ней нецензурных, оскорбительных слов или
выражений, угроз;
если текст не поддается прочтению;
если ранее по ней давался ответ, и жалоба не содержит новых
доводов;
если жалоба касается охраняемой федеральным законом тайны.
Действующее
законодательство устанавливает определенный и четкий порядок привлечения судей
к дисциплинарной ответственности. Поводом для рассмотрения на заседании
квалификационной коллегии судей вопроса о дисциплинарной ответственности судьи
является представление председателя соответствующего районного (городского)
суда или председателя Верховного суда республики либо обращение Совета Судей
РК(п. 1 ст. 22 Закона об органах судейского сообщества). Иной порядок поставит
судей в зависимое положение при осуществлении правосудия, и нарушит принципы
самостоятельности и независимости судебной власти, неприкосновенности и
несменяемости судьи.
В пункте 1 ст. 28
Положения о порядке работы ККС определено, что поводами для привлечения к
дисциплинарной ответственности являются:
в отношении председателя суда - представление председателя
вышестоящего суда,
в отношении заместителя председателя суда, судьи -
представление председателя вышестоящего суда либо представление председателя
суда, в котором замещает должность данный судья, заместитель председателя суда; в отношении мирового судьи - представление председателя
соответствующего районного или вышестоящего суда;
в отношении председателя, заместителя председателя суда,
судьи - обращение соответствующего органа судейского сообщества.
В соответствии с
п.2 ст.22 Закона об органах судейского сообщества жалобы и сообщения,
содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, поступившие
в квалификационную коллегию судей от органов и должностных лиц, не указанных в
п.1 данной статьи, а также от граждан, проверяются ККС самостоятельно либо
направляются для проверки председателю соответствующего суда.
Квалификационная
коллегия судей, проверив обращение гражданина и усмотрев поступки умаляющие
авторитет и достоинство судебной власти, направляет председателю сообщение,
разъясняя при этом возможность внести на рассмотрение коллегии представление о
привлечении судьи к ответственности.
Уголовно-процессуальный закон (глава 52 УПК РФ) определяет особый
порядок производства по уголовным делам в отношении ряда категорий должностных
лиц, в том числе судей федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей.
Вопрос о
возбуждении уголовного дела в отношении указанной выше категории должностных лиц разрешается соответствующим
должностным лицом в порядке, предусмотренном ст.448 ч.1 п.5 УПК РФ.
Квалификационная коллегия судей уполномочена принимать
решения по рассмотрению внесенных Председателем Следственного комитета РФ
представления о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи
либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело возбуждено в
отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки
преступления.
Важно помнить,
что право свободно выражать своё мнение,
закрепленное в ст.29 Конституции Российской Федерации, может быть ограничено
при его злоупотреблении применением положений ч.2 ст.10 Конвенции о защите прав
человека и основных свобод, согласно которой свобода выражения мнения налагает
обязанности и ответственность, может быть сопряжена с определенными санкциями,
которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах защиты общественно значимых благ,
в том числе репутации или прав других лиц или «обеспечения авторитета и
беспристрастности правосудия». Поэтому
распространение домыслов о судьях, может повлечь привлечение их автора к
юридической ответственности, в том числе уголовной за клевету по ст.129 УК РФ.
Прикрепления: |