11 апреля 2011 года Конституционный суд Российской Федерации признал
неконституционными положения статьи 7 Федерального закона «О введении в
действие Жилищного кодекса РФ», не допускающие заключение договора социального
найма с проживающими в бывших ведомственных общежитиях после введения в
действие Жилищного кодекса РФ.
Дело рассматривалось 28 февраля 2011 года по жалобе граждан
А.С.Епанечникова и Е.Ю.Епанечниковой.
Жители г. Химки Московской обл. Александр и Екатерина
Епанечниковы, будучи инженерами ОАО «НПО Энергомаш», в 2006 году получили от
своего предприятия 12-метровую комнату в ведомственном семейном общежитии. В
2009 году их дом был передан из федеральной собственности, закрепленной за «НПО
Энергомаш», в муниципальную. Однако местная администрация отказалась заключать
с Епанечниковыми договор социального найма.
По мнению местных властей и Московского областного суда,
положения ст.7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской
Федерации» распространяются на жилые помещения в общежитиях, которые были
переданы в муниципальную собственность до вступления Жилищного кодекса РФ, то
есть до 1 марта 2005г. Соответственно, право на жилье и прописку инженеры Епанечниковы,
вселенные в общежитие после этой даты, имеют лишь в порядке очередности.
По мнению заявителей, государство должно гарантировать
равенство прав и свобод граждан, проживающих в бывших общежитиях, независимо от
даты передачи таких домов в ведение органов местного самоуправления: как до,
так и после вступления в силу ЖК РФ.
Супруги Епанечниковы считают, что примененное в их деле
толкование норм закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской
Федерации» нарушает их конституционное право на жилище и ставит в неравное
положение по сравнению с другими жильцами бывших ведомственных общежитий.
Конституционный суд Российской Федерации указал, что передача
жилого фонда из федеральной собственности в муниципальную не должна приводить к
ущемлению прав нанимателей жилых помещений.
К отношениям с жильем в бывших общежитиях должны применяться
нормы ЖК РФ о договоре социального найма. Это не только гарантирует сохранность
жилого фонда, но и дает гражданам возможность приватизации жилья.
При передаче собственности меняется правовой статус жилого
помещения. Конституционный суд указал,
что изменение правового статуса – это и есть преобразование договора найма
жилого помещения в договор социального найма. При этом моментом изменения
правового статуса является передача общежития в ведение органов местного
самоуправления, а не день введения в действие Жилищного кодекса РФ.
КС подчеркнул, что работники приватизированных предприятий,
получившие жилье как до 1 марта 2005, так и после, представляют собой одну и ту
же категорию субъектов жилищных отношений. Отнесение работников, получивших
жилье после 1 марта 2005 года к отдельной с точки зрения правового статуса группе,
нарушает конституционный принцип равенства. А это, в свою очередь, влечет
недопустимое ограничение конституционного права этих граждан на жилище.
Таким образом, Конституционный Суд признал
неконституционными положения статьи 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного
кодекса РФ», не допускающие заключение договора социального найма с
проживающими в бывших ведомственных общежитиях после введения в действие
Жилищного кодекса РФ.
Принятие Конституционным судом России указанного решения
поможет разрешить существующую проблему не только заявителям по делу, но и
многим иным гражданам России, проживающих в таких общежитиях, но испытывающих
трудности с заключением договора социального найма.
В Сыктывкаре такие ситуации также существуют, например
ситуация вокруг общежития по ул. Первомайская, 115, о котором не раз сообщали
СМИ.
Прикрепления: |