17 июня 2013 года Конституционный Суд РФ провозгласил
Постановление по делу о проверке конституционности ст.2 закона «О внесении
изменений в закон «О дополнительном социальном обеспечении членов летных
экипажей воздушных судов гражданской авиации». Поводом к рассмотрению 22 апреля 2013 года дела о проверке
конституционности положений статьи 2 Федерального закона от 23.12.2010 № 360-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительном социальном
обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» явились
запросы Арбитражного суда Сахалинской области и Арбитражного суда Приморского
края. В производстве арбитражных судов находятся иски авиакомпаний
ОАО «Владивосток Авиа» и ОАО «Авиакомпания «Сахалинские авиатрассы», которые
оспаривают, в частности, решения пенсионного фонда, оштрафовавшего
авиаперевозчиков за нарушение
законодательства о страховых взносах. В результате внесенных 23 декабря 2010 года изменений в
Закон «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных
судов гражданской авиации» (вступили в силу 27 декабря 2010 года) был отменен
лимит базы для начисления указанных взносов, сверх которого платежи не
взимались. База начисления возросла, и выплаты увеличились. При этом новая
система расчетов вводилась с 1 января 2010 года. На момент принятия изменения
авиакомпании уже произвели выплаты страховых взносов за 2010 год. В связи с
изменениями законодательства авиаперевозчикам были доначислены страховые
взносы, а также они привлечены к ответственности за недоплату страховых взносов
на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей. По мнению заявителей, введением нового порядка исчисления
взносов с 1 января 2010 года придается обратная сила закону, ухудшающему
положение плательщиков взносов, что противоречит статье 57 Конституции РФ. По мнению суда конституционное право на социальное
обеспечение включает право граждан на
получение пенсии. Условия и порядок предоставления пенсий определяются законом.
При этом не исключается создание
дополнительных форм социального обеспечения.
В связи с особыми условиями труда членов летных экипажей
воздушных судов гражданской авиации, им установлена ежемесячная доплата к
пенсии.
Лимит базы для начисления страховых вносов на дополнительное
социальное обеспечение членов летных экипажей был введен с 1 января 2010 года
при реформировании единого социального налога.
В результате с июля 2010 года возникла угроза полного
прекращения поступления взносов в пенсионный фонд, что в целом могло привести к
снижению размера самой доплаты. Восстанавливая прежнее правовое регулирование и
отменяя лимит базы для начисления страховых вносов, федеральный законодатель
исходил из того, что размер ежемесячной пенсии напрямую зависит от суммы
взносов.
Чтобы не допустить ущемления прав членов летных экипажей на
дополнительное социальное обеспечение, система расчетов была распространена на
правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года. Соответствующее правовое
регулирование было направлено на защиту социальных прав указанной категории
работников и не может рассматриваться как противоречащее Конституции РФ.
Вместе с тем увеличилась финансовая нагрузка на плательщиков
взносов. Она потребовала от работодателей дополнительных не запланированных
расходов, а также создала предпосылки для применения к ним штрафных санкций. Таким образом, при повышении размера выплат была придана
обратная сила закону, ухудшающему положение плательщиков соответствующих
платежей.
Кроме того, федеральный законодатель создал ситуацию, при
которой добросовестные плательщики взносов оказались должниками. Тем самым были
нарушены не только принципы правовой определенности и поддержания доверия к
закону и действиям государства, но и запрет на привлечение к ответственности за
деяние, которое на момент его совершения не признавалось правонарушением. Таким образом, оспариваемая норма не соответствует
Конституции в той мере, в какой она придает обратную силу ухудшающим положение
плательщиков правилам определения базы для начисления взносов на доплату к
пенсии членам летных экипажей.
Постановление КС РФ
должно быть учтено при рассмотрении дел заявителей.
Прикрепления: |