21 июня 2012 год Конституционный Суд Российской Федерации ( КС РФ) рассмотрит в открытом заседании дело о проверке конституционности части 1 статьи 1,
части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения
обращений граждан Российской Федерации». Поводом к рассмотрению дела послужил
запрос Законодательного Собрания
Ростовской области. Оспариваемые нормы регулируют правоотношения, связанные с
реализацией гражданином России права на обращение в органы публичной власти
(государственные органы и органы местного самоуправления), закрепляют право
обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения.
При этом субъекты РФ вправе законодательно определять различные гарантии
данного конституционного права, дополняющие гарантии, установленные Федеральным
законом. В 2006 году Законодательное Собрание (ЗАКС) Ростовской
области приняло Областной закон «Об обращениях граждан». Прокурор Ростовской
области в настоящее время оспаривает данный правовой акт с точки зрения его
соответствия Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Однако ростовские депутаты считают, что «дефектен» не
областной закон, а федеральный. Он не распространяет на юридических лиц право
на обращения в органы публичной власти, не предусматривает гарантий прав
граждан при их обращении к федеральным госпредприятиям и учреждениям, не
определяет пределы полномочий субъектов РФ по самостоятельному правовому
урегулированию этих вопросов. На практике существуют различные подходы в обеспечении права
юридических лиц как объединений граждан на обращение в органы публичной власти.
При этом некоторые специальные (ведомственные) подзаконные акты определяют
единый (универсальный) порядок таких обращений и для граждан, и для организаций
(юридических лиц). Заявитель отмечает, что государственные и муниципальные
учреждения и предприятия полностью выпадают из схемы рассмотрения обращения
граждан, установленной Федеральным законом, что приводит к неэффективности
конституционного права граждан на обращения. Заявитель также указывает на противоречивость ст. 3 ФЗ «О
порядке рассмотрения обращений граждан РФ». С одной стороны, субъекты РФ не
могут регулировать правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан
(часть 1), а с другой, вправе устанавливать гарантии и дополняющие гарантии,
установленные данным Федеральным законом (часть 2), что приводит к оценке в
правоприменительной практике соответствующего правового регулирования
субъектами РФ как превышение их полномочий. ЗАКС Ростовской области, обратившийся в порядке абстрактного
нормоконтроля, считает, что положения части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и
статьи 3 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» не соответствуют в
оспариваемых аспектах статьям 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1),
30 (часть 1), 33, 76 (часть 5) Конституции РФ.
Прикрепления: |