7 июня 2012 года Конституционный Суд РФ постановил, что к
решению вопроса об ограничении права граждан РФ, допущенных в силу служебной
деятельности к государственной тайне и
ознакомленных с совершенно секретными сведениями, нельзя подходить формально. Дело о проверке конституционности подпункта 1 ст. 15
Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в
Российскую Федерацию», ст. 24 Федерального закона «О государственной тайне»,
пункта 1 части первой ст. 26, пункта 3 части второй ст. 33 и части второй ст.
254 Гражданского процессуального кодекса РФ было рассмотрено 14 мая 2012 года. Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина Ильченко Александра
Николаевича. А.Н. Ильченко проходил военную службу в Главном оперативном
управлении Генерального штаба Вооруженных Сил РФ. С 1 мая 2009 года и по
настоящее время заявитель состоит в распоряжении начальника данного управления
и не может быть уволен по организационно-штатным мероприятиям, поскольку не обеспечен жильем. В период службы
заявитель имел допуск к сведениям, отнесенным к государственной тайне, и был
ознакомлен с совершенно секретными сведениями, которые являлись актуальными к
тому моменту, когда А. Н. Ильченко обратился в миграционную службу Российской
Федерации с заявлением о получении заграничного паспорта. Ссылаясь на
данное основание, управление Федеральной
миграционной службы отказало ему в его выдаче, что, в свою очередь делает невозможным его выезд за пределы
страны. А.Н. Ильченко оспорил решение должностных лиц ФМС в судебном порядке,
однако в удовлетворении заявленных требований ему было отказано. По мнению заявителя, оспариваемые им нормы федеральных
законов, устанавливающие ограничение на выезд за границу для лиц, имеющих
(имевших) допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, нарушают его
конституционное право свободно выезжать за пределы страны, а также право
обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека. Как считает заявитель, нормы гражданско-процессуального
законодательства позволили судам разрешить его дело с нарушением правил
подсудности, что лишает его конституционного права на рассмотрение дела в том
суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. По мнению КС РФ,
Конституция РФ и международно-правовые акты закрепляют право каждого свободно выезжать из страны.
Ограничение данного права возможно лишь в случаях и в порядке, прямо
предусмотренных федеральным законодательством. Кроме того, вводимые ограничения должны быть необходимы для защиты
конституционных ценностей: защиты
суверенитета страны, ее независимости и государственной целостности,
обеспечение обороны и безопасности государства, а также отвечать требованиям
разумности и соразмерности. Взаимосвязанные положения статьи 24 Закона РФ «О
государственной тайне» и подпункта 1 статьи 15 Федерального закона «О порядке
выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в системе
действующего правового регулирования предполагают следующее. Решение о
временном ограничении права гражданина на выезд из страны ставится в зависимость не только от
формальных оснований, но и требует выяснения характера и степени секретности
информации, к которой заявитель имел доступ во время его работы; сохранения ее
секретности в момент, когда гражданин запрашивает возможность выезда за пределы
страны; целей выезда гражданина и других обстоятельств, позволяющих сделать
вывод о необходимости применения указанного ограничения. При таком истолковании оспариваемые А. Н. Ильченко нормы
федеральных законов, по своему конституционно-правовому смыслу в системе
действующего правового регулирования, не противоречат Конституции РФ. КС РФ
не закрепил за заявителем право пересмотра состоявшихся в
отношении него судебных решений, но отметил возможность защитить свои права в
иных процедурах – обжаловать отказ уполномоченного органа в Межведомственную
комиссию или суд. КС РФ
прекратил производство в части, касающейся оспаривания конституционности подпункта 1
части первой статьи 26, подпункта 3 части второй статьи 33 и абзаца второго
части второй статьи 254 ГПК РФ, поскольку эти нормы конституционные права
заявителя в указанном им аспекте не затрагивают.
Прикрепления: |