29 июня 2012 года Конституционный Суд РФ признал бессрочный
запрет на приобретение нарезного оружия гражданами, совершившими любое
правонарушение в сфере оборота и использования оружия, не соответствующим
Основному закону страны. Федеральному законодателю предложено урегулировать
условия приобретения оружия правонарушителями с тем, чтобы установленные
ограничения были пропорциональны и соразмерны совершенному деянию. Дело о проверке конституционности части десятой статьи 13
Федерального закона «Об оружии» по жалобам граждан Белокриницкого Григория
Викторовича и Тетерина Василия Николаевича было рассмотрено 7 июня 2012 года. Оспариваемая норма закона обуславливает право на
приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом отсутствием
правонарушений, связанных с нарушением правил охоты, правил производства
оружия, торговли оружием, продажи, передачи, приобретения, коллекционирования
или экспонирования, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортирования и
применения оружия. При этом закон «Об оружии» прямо не оговаривает давность
данных правонарушений. Заявители обратились в лицензионно-разрешительные органы УВД
по Ульяновской области для переоформления лицензии на хранение и ношение
охотничьего оружия c нарезным стволом, однако получили отказ. Представители УВД
обосновали своё решение тем, что заявители привлекались к административной
ответственности за правонарушения в области оборота оружия. При этом в обоих
случаях срок, в течение которого гражданин считается привлечённым к
административной ответственности, уже истёк. Суды общей юрисдикции признали
действия полиции законными и отклонили жалобы заявителей. По мнению заявителей, закон фактически устанавливает
бессрочный запрет на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным
стволом для лиц, ранее привлекавшихся к административной ответственности за
правонарушения в области оборота оружия. Они отмечают, что Кодекс об
административных правонарушениях, в отличие от закона «Об оружии» не содержит
понятия «лицо, совершившее правонарушение», что приводит к неопределённости их
положения. Заявители считают, что закон несоразмерно ограничивает их права и
ставит в неравное положение по сравнению с лицами со снятой или погашенной
судимостью, которые, по их мнению, таким правом обладают. Заявители просят
признать оспариваемое законоположение не соответствующим Конституции РФ, ее
статьям 9 (часть 1), 19 (часть 1), 45 (часть 2), 47 (часть 1), 55 (части 2 и
3). Как указал КС РФ
Конституция РФ прямо не устанавливает права на приобретение
оружия. Его оборот связан с повышенной опасностью, поэтому законодатель вправе
предпринимать соответствующие ограничительные меры. Огнестрельное оружие с нарезным стволом обладает большей
дальностью стрельбы и убойной силой по сравнению с иными видами оружия,
разрешенными к обороту. Исходя из этого, Конституционный Суд РФ признал, что
сам по себе запрет на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным
стволом правонарушителями в качестве административно-предупредительной меры,
направленной на упорядочение оборота оружия в целях защиты жизни и здоровья
граждан, обеспечения общественной безопасности, не противоречит Конституции РФ. Тем не менее, право на приобретение оружия способствует
реализации других конституционных прав и свобод, и поэтому ограничительные меры
не могут быть произвольными. Конституционный принцип юридического равенства
требует формальной определенности, точности, ясности и недвусмысленности
правовых норм, а также их единообразного понимания и толкования. Оспариваемая норма закона в правоприменительной практике
приобретает характер бессрочного запрета. Граждане подвергаются этому
ограничению за совершение любого правонарушения в сфере оборота оружия, хотя
такие правонарушения значительно отличаются по степени общественной опасности и
причиняемому вреду. Таким образом, норма выходит за границы, очерченные
конституционными принципами справедливости и соразмерности. Не указывая на конкретный вид ответственности, она позволяет
устанавливать бессрочный запрет на приобретение гражданами охотничьего
огнестрельного оружия с нарезным стволом вне зависимости от степени
общественной опасности и тяжести совершенного ими правонарушения, а также
срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному или
уголовному наказанию. В этой мере положение части десятой статьи 13 ФЗ «Об
оружии» признано Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции
Российской Федерации. Федеральному законодателю предписано изменить регулирование
условий приобретения охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом
правонарушителями. При этом он вправе определить сроки данного запрета в
зависимости от тяжести противоправного деяния и обстоятельств его совершения. Впредь до внесения соответствующих изменений в закон «Об
оружии» запрет на его приобретение снимается по истечении срока, в течение
которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (1 год) и
после снятия или погашения судимости за совершение преступления (по правилам
Уголовного кодекса РФ). Дела заявителей должны быть пересмотрены с учётом настоящего
постановления.
Прикрепления: |