5 апреля 2013 года Конституционный Суд РФ обязал
региональных законодателей учитывать социально-экономическое положение и
возможности бюджета субъекта РФ при установлении выплат депутатам, чьи
полномочия прекращены. Поводом к рассмотрению дела о проверке конституционности
абзаца 4 части 1 статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации, состоявшемуся
26 февраля 2013 года, послужил запрос Архангельского областного Собрания
депутатов.
В 2009 году Архангельское областное Собрание депутатов
приняло закон о гарантиях лицам, замещающим госдолжности субъекта РФ, в том
числе областным депутатам. Предусматривалось, в частности, что при прекращении
полномочий им осуществляется единовременная выплата в размере двух денежных
вознаграждений. Прокуратура оспорила это положение в Архангельском областном
суде, ссылаясь на абзац четвертый части 1 статьи 6 Трудового кодекса РФ,
согласно которому установление дополнительных гарантий отдельным категориям
работников относится к ведению федеральных органов государственной власти. По
мнению прокуратуры, архангельские депутаты превысили полномочия,
предоставленные субъектам РФ. Областной суд прокуратуру не поддержал, однако
Верховный Суд согласился с надзорным ведомством, решение областного суда
отменил и признал спорный пункт регионального закона недействующим. По мнению заявителя, государственные должности субъекта РФ
обладают спецификой, к депутатам не может быть применена оспоренная норма
Трудового кодекса РФ, а гарантии депутатской деятельности устанавливаются
конституцией (уставом) и законом субъекта РФ. Кроме того, в настоящее время не
приняты федеральные законы, регулирующие вопросы, связанные с замещением
государственных должностей субъектов РФ, и субъекты РФ вправе самостоятельно
осуществлять правовое регулирование в указанной сфере. Заявитель указывает, что
Конституция РФ относит вопросы установления общих принципов организации системы
органов государственной власти к совместному ведению РФ и ее субъектов.
Поэтому, не позволяя субъекту РФ устанавливать дополнительные гарантии для
депутатов своего законодательного органа, оспариваемая норма противоречит
Конституции Российской Федерации. По мнению КС РФ
региональные депутаты, осуществляющие полномочия на
профессиональной постоянной основе, не являются наемными работниками. Их статус
вытекает не из трудового договора, а из акта их избрания на соответствующих
выборах. Поэтому на установление единовременных денежных выплат указанным
депутатам при прекращении их полномочий не распространяется разграничение
полномочий между федеральными органами государственной власти и органами
государственной власти субъектов РФ, определенное Трудовым кодексом РФ. Данные
отношения регулируются конституцией (уставом) и законом субъекта РФ, которые
принимаются в соответствии с ФЗ об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ
и Бюджетным кодексом РФ. Названная денежная выплата позволяет защитить права и
законные интересы депутата в период после сдачи депутатского мандата,
обеспечивая тем самым его независимость при осуществлении депутатских
полномочий. Аналогичные выплаты предусмотрены для депутатов Госдумы, судей,
государственных и муниципальных служащих.
Таким образом, абзац четвертый части 1 статьи 6 ТК РФ не противоречит Конституции РФ, поскольку он не исключает право
субъекта РФ – при соблюдении требований Конституции РФ и федерального
законодательства – устанавливать соответствующую выплату депутатам
законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ,
осуществляющим депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе.
Однако при установлении размера единовременных денежных выплат
указанным депутатам законодатель субъекта РФ должен соблюдать баланс частных
интересов граждан и публичных интересов субъекта РФ, а также принимать во
внимание социально-экономическое положение и возможности бюджета субъекта РФ. Также законодатель субъекта РФ обязан предусмотреть
основания прекращения депутатских полномочий, при которых данная выплата применяется и когда ее применение исключено.
Данная выплата не может применяться при прекращении депутатских полномочий в
результате допущенных депутатом правонарушений, например, в связи с вступлением
в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда.
Прикрепления: |