27 июня 2013 года Конституционный Суд РФ признал
противоречащим Конституции РФ назначение досрочных выборов главы муниципального
образования до разрешения судом вопроса о законности отстранения от должности
ранее избранного главы муниципалитета.
Дело о проверке конституционности положений частей 3 и 10
статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» и пункта 3 части первой статьи 83
Трудового кодекса РФ по жалобе гражданина Дубкова Андрея Владимировича было
рассмотрено 23 мая 2013 года. В 2011 году глава Корфовского городского поселения
муниципального района Хабаровского края А.В. Дубков решением Совета депутатов
муниципального образования был досрочно отправлен в отставку. Суд признал
решение депутатов незаконным и восстановил А.В. Дубкова в должности. Однако к
этому времени на досрочных муниципальных выборах, в которых А.В. Дубков не
принимал участия, был избран новый глава поселения. Своим решением он уволил
А.В. Дубкова с занимаемой должности на основании неизбрания его на пост главы
поселения на состоявшихся выборах. Заявитель оспорил увольнение в судах, но,
несмотря на состоявшееся ранее судебное решение о незаконности его досрочного
отрешения от должности, в удовлетворении жалоб А.В. Дубкову было отказано. Заявитель полагает, что оспоренные нормы противоречат
Конституции РФ, поскольку допускают возможность прекращения полномочий главы
поселения, восстановленного в должности судом после проведения досрочных
выборов нового главы поселения, а также позволяют новому главе поселения
уволить ранее избранного. Таким образом, по его мнению, несмотря на решение
суда, глава муниципалитета не может реализовать гарантированные Конституцией РФ
права на свободные выборы, на труд, а также на судебную защиту. Заявитель
просил признать указанные нормы не соответствующими Конституции РФ, ее статьям
3 (части 2 и 3), 12, 32 (часть 3), 37 (часть 3), 46 (часть 2) и 130. По мнению суда Конституция гарантирует каждому - в том числе
выборным лицам местного самоуправления - судебную защиту прав и свобод. При
этом для защиты от возможных злоупотреблений со стороны выборных лиц
законодатель может предусмотреть меры их ответственности, в частности,
досрочное прекращение полномочий. Законность решения об отставке главы
муниципалитета может быть проверена в суде. А удаленный в отставку вправе
принять участие в новых досрочных выборах на пост глава муниципалитета.
Действующее законодательство не содержит каких-либо норм,
устанавливающих специальные правила проведения досрочных выборов, если ранее
избранный глава муниципалитета оспаривает отставку в суде. Не регламентированы
также случаи, когда на момент восстановления в должности ранее избранного главы
муниципального образования вступил в должность вновь избранный. Законодатель должен исключать возникновение ситуаций, при
которых результаты муниципальных выборов ставились бы под сомнение и могли бы
быть пересмотрены по формальному основанию.
Допущенная законодателем возможность вынесения судебного
решения, которое не может быть исполнено, не согласуется требованиями,
предъявляемыми к осуществлению правосудия в демократическом правовом
государстве. Таким образом, КС РФ
пришел к выводу, что части 3 и 10 статьи 40 Федерального
закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» не противоречат Конституции РФ, поскольку они направлены на
гарантирование судебной защиты прав удаленного в отставку главы муниципалитета
и на обеспечение досрочных выборов на эту должность, в которых он может принять
участие. Одновременно с этим КС РФ признал указанные законоположения
не соответствующими Конституции, так как они допускают проведение досрочных
выборов главы муниципального образования до разрешения судом вопроса о
законности отставки ранее избранного главы муниципалитета, и не гарантируют
возможности реального восстановления прав этого лица. Федеральному законодателю предписано внести в правовое
регулирование изменения, исключающие возможность назначения выборов в таких
случаях. Вплоть до введения этих норм недопустимо назначать досрочные выборы,
если судом не вынесено решение по делу о проверке законности отставки ранее
избранного главы муниципалитета.
Заявитель А.В. Дубков вправе обратиться в суд за защитой
своих прав, включая возможность компенсаций в связи с их нарушением. Суд прекратил производство по делу в части проверки
конституционности положения пункта 3 части первой статьи 83 Трудового кодекса
РФ.
Прикрепления: |