ПРАВоКОМи  АГЕНТСТВО ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ  РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Здравствуйте! Сегодня Пятница, 19.04.2024, 05:19   16+
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
 
Главная Мой профильВыход
Меню сайта
Категории раздела
Новоcти юриспруденции [2627]
Свежие и интересные правовые новости, в том числе в законодательстве
Судебная практика [10272]
Интересные и полезные судебные решения и разъяснения высших судебных инстанций
Конституционный суд [416]
Новости Конституционного суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов РФ
Арбитражные суды [425]
Правовые новости в деятельности арбитражных судов Российской Федерации
Суды общей юрисдикции [860]
Правовые новости судов общей юрисдикции Российской Федерации
Органы судейского сообщества [344]
Новости органов судейского сообщества
Государственные органы [7938]
Интересные и полезные решения органов государственной власти
Международное право [121]
Новости Европейского суда по защите прав человека
Цитата дня
Ваше мнение
Что Вы ждете от упразднения ВАС РФ и создания единого Верховного суда?
Всего ответов: 316
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Статистика

Главная » 2011 » Июнь » 10 » Конституционный Суд РФ признал соответствующим конституции порядок проведения негласных оперативно-розыскных мероприятий в отношении судьи
09:28
Конституционный Суд РФ признал соответствующим конституции порядок проведения негласных оперативно-розыскных мероприятий в отношении судьи
   9 июня 2011 года Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ) признал не противоречащими Конституции  взаимосвязанные положения пункта 7 статьи 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и части первой статьи 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (С текстом Постановления можно ознакомиться здесь). 
   По конституционно-правовому смыслу этих норм предполагается, что для решения вопроса о проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий в отношении судьи районного суда, равнозначный суд определяет Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель.
   Жалоба судьи в отставке Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону Аносова Игоря Викторовича была рассмотрена Конституционным Судом РФ 25 апреля 2011 года.
   В июле 2009 года Судебная коллегия Краснодарского краевого суда  выдала разрешение на проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих право на тайну телефонных и иных переговоров, на неприкосновенность занимаемых жилых и служебных помещений, личного и служебного автотранспорта в отношении судьи Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону И.В. Аносова. С ходатайством о выдаче такого разрешения в этот суд обратилось Управление ФСБ России по Ростовской области. Обращение в краевой суд соседнего региона было обусловлено тем, что И.В. Аносов являлся судьей и имел непосредственное отношение к судейскому корпусу г. Ростова-на-Дону. Рассмотрение ходатайства ФСБ в Ростовском областном суде могло препятствовать сохранению конфиденциальности информации, поскольку И.В. Аносов мог узнать о принятом решении.
   На основании Постановления Краснодарского краевого суда были проведены оперативно-розыскные мероприятия, и в июне 2010 года в отношении судьи И.В. Аносова было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 290 УК РФ «Получение взятки».
   Заявитель обжаловал это Постановление в кассационном и надзорном порядке в Верховном Суде РФ. Он указал, что материалы об осуществлении в отношении него оперативно-розыскных мероприятий должен был рассматривать Ростовский областной суд, а изменять территориальную подсудность рассмотрения этих материалов и направлять их в другой субъект Федерации, мог только Верховный Суд РФ. Верховный Суд, однако, не найдя нарушений федерального законодательства, в удовлетворении жалоб отказал. В настоящее время дело в отношении заявителя расследуется Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Ростовской области.
   Заявитель полагает, что оспариваемые им нормы закона «О статусе судей в РФ» допускают рассмотрение вопроса об осуществлении оперативно-розыскных мероприятий в отношении судьи любым равнозначным судом без учета территориальной подсудности. По мнению заявителя, это противоречит конституционному праву граждан на судебную защиту, а именно - на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Положения статьи 9 закона «Об оперативно-розыскной деятельности» не позволяют суду отказать в принятии к рассмотрению таких материалов. Заявитель полагает, что таким образом органы дознания подменяют собой судебную власть. Заявитель просил признать оспариваемые законоположения не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 10, 47 (часть 1) и 118 (часть 1).
   С точки зрения КС РФ  права на неприкосновенность частной жизни, жилища, тайну переписки и телефонных переговоров гарантированы Конституцией РФ. Ограничение этих прав возможно лишь на основании судебного решения. Право на судебную защиту гарантировано Конституцией РФ, а также закреплено всеми основными международно-правовыми актами. Законный суд, в частности, подразумевает законодательно определенную территориальную подсудность - отнесение дел к ведению различных судов одного и того же звена судебной системы в зависимости от места совершения преступления, места жительства ответчика или места нахождения органа или имущества ответчика.
   Передача дела из одного суда в другой без достаточных оснований и во внесудебной процедуре запрещена. Вместе с тем закон предусматривает и исключения из общего порядка. Специфика оперативно-розыскной деятельности предполагает конспирацию, соблюдение гласных и негласных методов и средств. Особое значение имеет обеспечение тайны информации о планируемых мероприятиях в отношении лица, подозреваемого в подготовке или совершении преступления. Если обращение за разрешением на проведение оперативно-розыскных мероприятий в конкретный суд влечет реальную угрозу нарушения режима секретности (например, из-за имеющихся у лица, в отношении которого запрашивается разрешение, личных или профессиональных связей в данном суде), рассмотрение этого вопроса может быть возложено на другой суд, помимо прямо указанного в законе.
   Данная мера, как отмечает также Европейский суд по правам человека, не отменяет полагающегося предварительного судебного контроля за оперативно-розыскными мероприятиями до начала производства по уголовному делу.
   Согласно УПК РФ, вопрос об изменении территориальной подсудности уголовного дела решает председатель вышестоящего суда или его заместитель. Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель определяют суд,  который рассмотрит вопрос о проведении оперативно-розыскных мероприятий  в отношении судьи, если необходимо обеспечить их негласный характер.  Для решения вопроса о проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий в отношении судьи районного суда, равнозначный суд определяет Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, не вправе самостоятельно определять суд, в котором подлежат рассмотрению соответствующие материалы.
   Соответственно, это законоположение не содержит нормативных предпосылок для нарушения закрепленного Конституцией РФ права каждого на судебную защиту.  
   Законодатель вправе внести в регулирование правил подсудности вопроса о даче разрешения на проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении федерального судьи изменения – в соответствии с Конституцией РФ и с учетом провозглашенного постановления КС РФ.
Прикрепления:

Категория: Конституционный суд | Просмотров: 1240 |  Теги: конституционный суд, ФСБ, взятка, УПК РФ, КС РФ, судья | Рейтинг: 2.0/1

Всего комментариев: 0

 

Поиск по сайту
Календарь
Полезные ссылки
Конституционный суд Коми
Верховный суд Коми
Арбитражный суд Коми
Мировые судьи Республики Коми
Сыктывкарский городской суд
УФССП по Республике Коми
Портал государственных услуг Республики Коми
Проверь контрагента в ЕГРЮЛ
Реестр сведений о банкротстве
Картотека арбитражных дел
Средняя ставка банковского процента по вкладам физических лиц в рублях для применения статьи 395 ГК РФ
Ставка рефинансирования Банка России
Самое популярное
Роспотребнадзор вред гибдд ФАС прокуратура суд КоАП судья прокурор ДТП Адвокат УФАС штраф ПДД ДПС полиция Проверка ЖКХ глава банк кредит потребитель АС РК ВС РК реклама доход Госдума уголовное дело конкуренция Арбитражный жилье преступление ВАС РФ контракт Администрация ФСБ Ущерб Тариф бюджет интернет сайт договор сделка иск Информация насилие СМС инвестиции счет брокер
Архив

Использование материалов сайта разрешается только с указанием прямой ссылки на источник

Copyright ПРАВоКОМи © 2024

Создать бесплатный сайт с uCoz