24 октября 2013 года Конституционный Суд РФ защитил право
профсоюзов самостоятельно формировать свою организационную структуру.
Дело о проверке конституционности статьи 3 Федерального
закона от 12 января 1996 года «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях
деятельности» было рассмотрено 26 сентября 2013 года. Поводом к рассмотрению
дела явились жалобы Общероссийского профессионального союза работников
нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства и Общероссийского
профессионального союза работников государственных учреждений и общественного
обслуживания Российской Федерации. В 2010 году профсоюзы внесли в уставы ряд изменений,
сохранив в них возможность создания межрегиональных, территориальных
(муниципальных, межмуниципальных и городских), объединенных, отраслевых,
районных и других профсоюзных организаций, и структурных подразделений – цеховой
профсоюзной организации и профсоюзной группы.
По обращению Министерства юстиции РФ прокуратура провела
проверку уставов профсоюзов и оспорила в суде законность (наряду с новыми
положениями) положений об их организационной структуре, полагая, что создание в
профсоюзах подразделений, не предусмотренных Федеральным законом «О
профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», не допустимо. Суды пришли к выводу о том, что установленный
законом перечень профсоюзных организаций и их структурных подразделений
является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит, и потому данные
положения уставов противоречат федеральному законодательству. По мнению заявителей, практика применения статьи 3
Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях
деятельности» препятствует созданию в профсоюзе подразделений, не
предусмотренных данной нормой, нарушает право на объединение в профессиональные
союзы, необоснованно ограничивает права профессионального союза самостоятельно
принимать устав, определять свою внутреннюю структуру и не соответствует статьям 2, 6 (часть 2), 7
(часть 2), 18, 30 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции РФ. Как указал КС РФ
Конституция РФ закрепляет в числе основных прав человека
право каждого на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты
своих интересов, и гарантирует свободу деятельности общественных объединений.
Право на создание профессиональных союзов и участие в их деятельности
провозглашено Всеобщей декларацией прав человека и закреплено Конвенцией о
защите прав человека и основных свобод.
Федеральный законодатель не вправе допускать искажений самого
существа права на объединение в профсоюзные организации, которое в соответствии
с Конвенцией Международной организации труда включает право вырабатывать свои
уставы и административные регламенты, свободно выбирать своих представителей,
организовывать свой аппарат, свою деятельность и формулировать свою программу
действий. Деятельность профсоюзных организаций и их структурных
подразделений подчинена целям их создания, связана с представительством и
защитой социально–трудовых прав и интересов членов профсоюза, с системой
социального партнерства.
Работники и работодатели как стороны социального партнерства
сами могут устанавливать формы и способы своего взаимодействия. Это значит, что
профсоюзы вправе формировать свою структуру, соотносимую с построением конкретной
отрасли экономики или иной сферы трудовой деятельности.
Указание в статье «Основные термины» оспоренного закона
возможных видов профсоюзных организаций было направлено на достижение ясности
правового регулирования и исключение возможности произвольного применения
принятых терминов в организационном построении профсоюзов. В течение
длительного времени данная статья никем не рассматривалась как устанавливающая
исчерпывающий перечень видов профсоюзных организаций. В 2011 году при
рассмотрении дел заявителей правоприменители придали оспоренной норме смысл,
ограничивающий право профсоюзов самостоятельно решать вопросы своей внутренней
структуры. Этим было допущено не согласующееся с конституционно значимыми
целями вмешательство государства в деятельность профсоюзов и нарушение
конституционного права граждан на объединение.
Таким образом, оспариваемые положения статьи 3 Федерального
закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» не
соответствуют Конституции РФ, нарушают конституционное право на объединение в
той мере, в какой по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, они
рассматриваются как устанавливающие исчерпывающий перечень видов профсоюзных
организаций и их структурных подразделений и тем самым не позволяющие профсоюзам
самостоятельно – в своих уставах, положениях, принимаемых на съездах,
конференциях, собраниях, определять свою организационную структуру.
Дела заявителей подлежат пересмотру в соответствии с
провозглашенным решением Конституционного Суда РФ.
Прикрепления: |