18 июля 2012 года Конституционный Суд РФ признал отдельные
положения статей 1 (часть 1), 2 (часть 1) и 3 Федерального закона от 2 мая 2006
года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не
соответствующими Конституции РФ. Выявлена неопределенность их содержания,
приводящая на практике к неоднозначному истолкованию пределов полномочий
субъектов РФ по установлению дополнительных гарантий права на обращение и
различным юридическим оценкам реализации этого правомочия со стороны
контрольно-надзорных и судебных органов. Дело было рассмотрено КС РФ
21 июня 2012 года в связи с поступившим запросом
Законодательного Собрания Ростовской
области.
Оспариваемые нормы регулируют правоотношения, связанные с
реализацией гражданином России права на обращение в органы публичной власти
(государственные органы и органы местного самоуправления), закрепляют право
обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения.
При этом субъекты РФ вправе законодательно определять различные гарантии
данного конституционного права, дополняющие гарантии, установленные Федеральным
законом. В 2006 году Законодательное Собрание (ЗАКС) Ростовской
области приняло Областной закон «Об обращениях граждан». Прокурор Ростовской
области в настоящее время оспаривает данный правовой акт с точки зрения его
соответствия Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Однако ростовские депутаты считают, что «дефектен» не
областной закон, а федеральный. Он не распространяет на юридических лиц право
на обращения в органы публичной власти, не предусматривает гарантий прав
граждан при их обращении к федеральным госпредприятиям и учреждениям, не
определяет пределы полномочий субъектов РФ по самостоятельному правовому
урегулированию этих вопросов.
На практике существуют различные подходы в обеспечении права
юридических лиц как объединений граждан на обращение в органы публичной власти.
При этом некоторые специальные (ведомственные) подзаконные акты определяют
единый (универсальный) порядок таких обращений и для граждан, и для организаций
(юридических лиц). Заявитель отмечает, что государственные и муниципальные
учреждения и предприятия полностью выпадают из схемы рассмотрения обращения
граждан, установленной Федеральным законом, что приводит к неэффективности
конституционного права граждан на обращения.
Заявитель также указывает на противоречивость ст. 3 ФЗ «О
порядке рассмотрения обращений граждан РФ». С одной стороны, субъекты РФ не
могут регулировать правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан
(часть 1), а с другой, вправе устанавливать гарантии и дополняющие гарантии,
установленные данным Федеральным законом (часть 2), что приводит к оценке в
правоприменительной практике соответствующего правового регулирования
субъектами РФ как превышение их полномочий. ЗАКС Ростовской области, обратившийся в порядке абстрактного
нормоконтроля, считает, что положения части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и
статьи 3 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» не соответствуют в
оспариваемых аспектах статьям 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1),
30 (часть 1), 33, 76 (часть 5) Конституции РФ. Как
указал КС РФ
в решении право на обращение граждан в государственные органы и органы
местного самоуправления обеспечивается законодательно, и может быть ограничено
лишь на основе федерального закона в целях защиты основ конституционного строя.
При этом субъекты РФ не могут занижать уровень установленных федеральным
законом гарантий.
По смыслу рассмотренных норм юридические лица не являются
субъектами права на обращение в органы публичной власти. Однако КС РФ
неоднократно указывал, что конституционное право человека и гражданина может
распространяться и на юридических лиц, в той степени, в какой это право по
своей природе может быть к ним применимо. Право объединений граждан, в том числе имеющих статус
юридических лиц, обращаться в органы публичной власти производно от права
граждан направлять индивидуальные и коллективные обращения в аналогичные органы
власти и не может рассматриваться отдельно от него. И Конституционный Суд РФ, и
ЕСПЧ считают, что объединения граждан должны обладать гарантиями реализации
соответствующих прав. Конституционный Суд РФ признал оспариваемые положения
Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской
Федерации» не соответствующими Конституции РФ, в той мере, в какой
они: 1. препятствуют
рассмотрению органами государственной власти и органами местного самоуправления
обращений объединений граждан (в том числе имеющих статус юридического лица), 2. препятствуют
распространению порядка рассмотрения обращений граждан государственными
органами и органами местного самоуправления на отношения субъектов обращения с
государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями,
осуществляющими публично значимые функции, 3. препятствуют
введению законами субъекта Российской Федерации дополнительных гарантий. Федеральному законодателю надлежит внести в действующее
законодательство соответствующие изменения, в том числе указание на
рассмотрение обращений объединений граждан (включая юридические лица)
государственными органами и органами местного самоуправления, а также на
возможность предусматривать право граждан и их объединений на обращение в
государственное или муниципальное учреждение, осуществляющее публично-значимые
функции.
Прикрепления: |