17 мая 2011 года Конституционный Суд РФ признал не
соответствующими Конституции РФ нормы законов о статусе военнослужащих и
страховании их жизни и здоровья, которые не обеспечивают в полной мере
восполнение материальных потерь, связанных с невозможностью дальнейшего
прохождения военной службы. Дело о проверке конституционности законоположений, связанных
с возмещением вреда военнослужащим было рассмотрено 29 марта 2011 года по
жалобам Анатолия Петровича Кузьменко и Анатолия Валентиновича Орлова, а также
запросом Избербашского городского суда Республики Дагестан.
Анатолий Орлов, проходя военную службу, при выполнении
практических стрельб был ранен в голову, из-за чего в 2004 году его признали
инвалидом II группы. В 2005 году он
обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ и военному
комиссариату Ростовской области о возмещении вреда, причиненного его здоровью,
в форме ежемесячных компенсационных платежей.
Анатолий Кузьменко во время командировки в Афганистан в 1981
году получил ранение. Вследствие полученной травмы в 1987 году был признан
инвалидом III группы, а позже инвалидом II группы. В 2005 году он направил в
суд иск к МВД РФ, Управлению Северо-Кавказского регионального командования
внутренних войск МВД о возмещении вреда причиненного здоровью.
Дойдя до судебной коллегии по гражданским делам Ростовского
областного суда, бывшие военнослужащие поучили отказ в удовлетворении своих
исковых требований с указанием на отсутствие сведений об установлении вины
ответчиков в причинении вреда здоровью истцов.
В Конституционный Суд (КС) РФ также обратился с запросом
судья Избербашского городского федерального суда Республики Дагестан
М.М.Муртазалиев, в производстве которого находится дело по аналогичному иску. Граждане Кузьменко и Орлов, получив положенные им страховые
выплаты и единовременные пособия и посчитав, что вред, причиненный их здоровью,
возмещен не в полном объеме, обратились в суды с исками о привлечении к
гражданско-правовой ответственности Министерства обороны РФ с целью получения
дополнительно к ранее выплаченному страховому возмещению ежемесячных денежных
компенсаций. При рассмотрении их дел суды
указывали, что возмещение вреда здоровью по правилам гражданского
законодательства не предусмотрено без доказательства вины в этом конкретного
лица.
Как полагают заявители, такое правовое регулирование ставит
военнослужащих в худшее положение по сравнению с гражданами, работающими по
трудовому договору, поскольку система обязательного государственного
страхования военнослужащих предусматривает возмещение вреда в меньшем объеме,
чем система социального страхования.
Заявители ссылались на Постановление Конституционного Суда
РФ от 15 июля 2009 года № 13-П, касающееся сотрудников милиции. Они считали,
что данное КС РФ толкование норм закона «О милиции», должно распространяться и
на военнослужащих.
Конституционный суд указал, что военная служба представляет
собой особый вид государственной службы, осуществляемой в публичных интересах и
непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности
государства. Лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые
функции, чем обусловливается их статус, содержание и характер обязанностей
государства по отношению к ним. Учитывая все эти аспекты, для данной категории
граждан были предусмотрены особые способы возмещения вреда: пенсия по
инвалидности, дополнительные выплаты, единовременное пособие и выплаты по
обязательному государственному страхованию. Таким образом, был создан
специальный механизм возмещения вреда здоровью военнослужащих, восполняющий их
материальные потери в связи с невозможностью дальнейшего прохождения службы.
Однако выплачиваемые наряду с пенсией страховые суммы и
единовременные пособия рассчитаны на оказание поддержки в течение
непродолжительного периода (25–75 месяцев). Эти суммы восполняют утраченный заработок временно,
тогда как полная или частичная утрата трудоспособности, носит долговременный
или пожизненный характер. Следовательно, как правило, положенные
выплаты не компенсируют в полном объеме материальные потери, т.е. не
гарантирует адекватное возмещение утраченного заработка военнослужащего.
Таким образом, положения пункта 1 и абзацев первого и
второго пункта 3 статьи 18 Закона «О статусе военнослужащих» и статьи 5 Закона
«Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья
военнослужащих...» нарушают права военнослужащих, и не соответствуют
Конституции РФ.
Федеральному законодателю надлежит внести изменения,
направленные на совершенствование механизма возмещения вреда здоровью
военнослужащих, полученного при исполнении военных обязанностей, с учетом того,
что в течение всего периода утраты трудоспособности военнослужащие должны
получать адекватные суммы, сопоставимые с денежным содержанием, которое они
имели на момент увольнения.
Прикрепления: |