19 ноября 2012 года Конституционный Суд РФ обязал
федерального законодателя установить механизм социальной защиты
нетрудоспособных членов семьи судьи, умершего вследствие причин, не связанных с
его служебной деятельностью.
Дело о проверке конституционности пункта 7 статьи 20 Закона
Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и ряда положений
Федерального закона «О трудовых пенсиях
в Российской Федерации» по жалобе Фроловой Ирины Юрьевны было рассмотрено 16
октября 2012 года. Муж заявительницы судья Автозаводского районного суда города
Тольятти умер от онкологического заболевания через два дня после выхода в
отставку. На иждивении заявительницы остались двое детей, один из которых
ребенок-инвалид. В связи с тем, что смерть судьи не была связана с его
служебной деятельностью, а его судейский стаж составил менее 20 лет, Управление
Судебного департамента в Самарской области отказало заявительнице в выплате ежемесячного возмещения в размере
заработной платы судьи. При этом она также потеряла в суммах при получении
пенсии по случаю потери кормильца. Согласно закону, при назначении такой пенсии
в страховой стаж включаются только те периоды работы, за которые перечислялись
страховые взносы в Пенсионный фонд. А поскольку
с денежного содержания судей страховые взносы не уплачиваются, при
расчете пенсии не был учтен определенный период работы мужа И.Ю. Фроловой
судьей, и назначенная пенсия оказалась значительно ниже, чем у семей, кормильцы
которых имели аналогичный стаж, но работали в других организациях. Иски
заявительницы о признании за ней права на пенсионное обеспечение в связи с
потерей кормильца суды отклонили. Заявительница в КС РФ
считает, что оспариваемая норма закона о статусе судей не устанавливает адекватной правовой защиты
для членов семьи судьи, в случае, если его смерть не связана со служебной
деятельностью, а положения закона о трудовых пенсиях не предусматривают
механизмов, которые позволяли бы назначать трудовые пенсии по случаю потери
кормильца в размере, соотносимом с доходом умершего. Таким образом, по мнению
заявительницы, оспариваемые нормы нарушают гарантированное Конституцией РФ
равенство прав и свобод граждан независимо от их должностного положения, право
на социальное обеспечение по потере кормильца и закрепленные принципы
справедливости и юридического равенства. Для обеспечения независимости и беспристрастности судей им
гарантируется неприкосновенность, несменяемость и надлежащее материальное
обеспечение. Статус судьи – не личная привилегия, а средство, призванное
обеспечить каждому гражданину судебную защиту его прав и свобод. Правовой
статус судьи закреплен непосредственно в Конституции РФ. Судья и члены его
семьи находятся под особой защитой государства, так как в связи с деятельностью
судьи по осуществлению правосудия они подвергаются рискам причинения вреда их
жизни, здоровью и имуществу. В случае
смерти судьи в связи с осуществлением служебной деятельности для членов его
семьи предусматриваются повышенные меры социальной защиты. Однако не в полной
мере охвачены ситуации, когда судья умер от заболевания, не связанного с
исполнением своих обязанностей.
В таких случаях нетрудоспособным членам его семьи
устанавливаются трудовые пенсии по случаю потери кормильца. Их размер определяется
по общим правилам, как и членам семей других лиц, застрахованных в системе
обязательного пенсионного страхования. То есть, в страховой стаж включаются
только те периоды работы, за которые перечислялись страховые взносы в
Пенсионный фонд. Трудовые пенсии по случаю потери кормильца членам семей судей
назначаются в размерах, не соотносимых с заработной платой умершего кормильца
за период исполнения им полномочий по должности судьи, на которую не
начислялись страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Решение об исключении заработной платы судей из базы для
начисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ должно было приниматься
законодателем с учетом интересов нетрудоспособных членов семей судей, правовой
статус которых производен от статуса кормильца, замещавшего должность судьи,
отнесенную к государственным должностям Российской Федерации. В отличие от
членов семей граждан, которые замещали некоторые иные государственные должности
Российской Федерации, им не устанавливаются такие выплаты как ежемесячное пособие,
ежемесячное денежное содержание (как, например,
в случае смерти члена Совета Федерации или депутата Госдумы). Вопреки
конституционному принципу справедливости, члены семей судей поставлены в худшее
положение по сравнению с членами семей лиц, замещавших другие государственные
должности РФ.
Таким образом, не соответствуют Конституции РФ
взаимосвязанные положения пункта 7 статьи 20 Закона РФ «О статусе судей в
Российской Федерации» и ряд положений ФЗ «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации», не устанавливающие механизм
социальной защиты нетрудоспособных членов семьи судьи, который умер вследствие
причин, не связанных с его служебной деятельностью.
При этом положения пункта 7 статьи 20 Закона РФ «О статусе
судей в Российской Федерации» признаны не противоречащими Конституции, в той мере, в какой они
регулируют возмещение вреда, причиненного судье или членам его семьи в связи с
осуществлением им служебной деятельности. Федеральному законодателю предписано установить механизм
социальной защиты нетрудоспособных членов семьи судьи, умершего вследствие
причин, не связанных с его служебной деятельностью, который гарантирует им
пенсионное обеспечение, соотносимое с утраченным доходом в виде заработка.
Дело гражданки Фроловой Ирины Юрьевны подлежит пересмотру.
Прикрепления: |