Сегодня Конституционный
суд Республики Коми огласил Постановление по делу о проверке конституционности части
7 статьи 36 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года № 88-РЗ «О выборах
и референдумах в Республике Коми» по жалобе
гражданина В.Г. Торлопова.
Слушание дела в Конституционном
суде Республики Коми состоялось 17 марта. Сыктывкарец Виктор
Торлопов просил признать не соответствующей Конституции Республики Коми норму республиканского закона «О выборах и
референдумах в РК» в части установления двухпроцентного размера сбора подписей
избирателей в поддержку выдвижения кандидата. Частью
7 статьи 36 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года № 88-РЗ «О выборах и референдумах в
Республике Коми» установлено, что в поддержку выдвижения кандидата по
одномандатному и единому избирательному округу должны быть собраны подписи
избирателей в порядке, установленном Федеральным законом,
в количестве 2 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории
соответствующего избирательного округа, но не менее 10 подписей.
В.Г. Торлопов считает,
что указанная норма ограничивает реализацию гражданами их пассивного
избирательного права. В обращении в Конституционный суд Коми заявитель указывал,
что установленное оспариваемой нормой Закона число подписей избирателей,
необходимое для выдвижения кандидата, является чрезмерным, завышенным и не
отвечающим требованиям целесообразности.
Так, в рамках мероприятий
по выборам депутатов в Государственный Совет Республики Коми V
созыва по Лесозаводскому одномандатному избирательному округу № 1 В.Г. Торлопов
не смог самостоятельно собрать необходимого количества подписей в свою
поддержку, в отличие от других кандидатов, которые наняли для этих целей
сборщиков. По его мнению, собрать
подписи в одиночку самовыдвиженцу физически нереально.
В связи с этим заявитель
усматривает неравенство между гражданами в реализации права быть избранными в
представительные органы, в зависимости от их материального положения, что, по
его мнению, противоречит положениям статей 4, 10, 15 и 17 Конституции
Республики Коми.
Суд
в составе председательствующего П.Ф. Пунегова, судей Д.Н. Басманова и А.В. Проскурова
признал не противоречащими статьям 4, 10, 15 и 17 Конституции Республики Коми
положения части 7 статьи 36 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года № 88-РЗ
«О выборах и референдумах в Республике Коми».
При
этом судом было указано, что, регулируя процедуру выбора в представительные
органы, законодатель должен учитывать интересы субъектов активного
избирательного права с тем, чтобы выдвигающиеся кандидаты пользовались
поддержкой значительного числа избирателей, с целью исключения из
избирательного процесса лиц, не обладающих в значительной мере такой поддержкой.
Судом
было обращено внимание, что в процессе сбора подписей может выявиться
фактическая поддержка в обществе предложенным кандидатам или, напротив, может
не найтись поддержки случайным, не имеющим авторитета кандидатам. В связи с
этим законодатель вправе в таких целях устанавливать специальные
предварительные условия, в том числе и в виде определенного количества подписей
избирателей, подлежащих сбору в поддержку выдвигающихся кандидатов.
При
этом все лица, желающие воспользоваться своим пассивным избирательным правом,
при этом находятся в равных условиях, избирательный процесс проводится на
основе равенства и свободной конкуренции, без всякой дискриминации по какому бы
то ни было признаку, в соответствии с требованиями статьи 14 Конвенции о защите
прав человека и основных свобод. Установленное для всех одномандатных
избирательных округов на соответствующих выборах равное количество подписей
избирателей в поддержку кандидата расценивается законодателем как равное
количественное выражение необходимой поддержки избирателей каждого
избирательного округа тому, кто будет представлять интересы избирателей
соответствующего избирательного округа в законодательном органе.
Соответствующая
позиция сформулирована и Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении
от 17 ноября 1998 года № 26-П «По делу о
проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21 июня
1995 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации».
Таким
образом, устанавливая оспариваемым положением Закона количество подписей,
необходимых для регистрации кандидатов, в размере 2 процентов от числа
избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа,
Государственный Совет Республики Коми не вышел за пределы дискреции,
определенной ему федеральным законодательством.
Такой
порядок не нарушает и положения статьи 2 Конституции Республики Коми, поскольку
он не препятствует проведению выборов, основанных на свободном волеизъявлении
граждан.
Как
считает Конституционный суд Коми количество подписей избирателей, подлежащих
сбору в поддержку кандидата, нельзя расценивать как чрезмерное, завышенное и
подлежащее снижению.
Законодатель
в рамках предоставленной федеральным законодателем дискреции оспариваемой
нормой установил то количество подписей, которое в достаточной мере указывает
на поддержку избирателями кандидата, позволяя отсекать от избирательного
процесса граждан, не выражающих интересов значительной части общества.
В
связи с этим нет оснований для его снижения по мотивам того, что кто-либо из
граждан, желающих воспользоваться своим пассивным избирательным правом, не смог
преодолеть установленный барьер, а нормативное положение части 7 статьи 36
Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года № 88-РЗ «О выборах и
референдумах в Республике Коми» об установлении количества подписей избирателей
для выдвижения кандидатов, не нарушает избирательные права граждан и не
противоречит Конституции Республики Коми.
С
текстом Постановления можно ознакомиться здесь
Прикрепления: |