Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) 20 декабря
2012 года возбудила дело по признакам нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 15
Федерального закона «О защите конкуренции» (запрет на ограничивающие
конкуренцию акты и действия федеральных органов исполнительной власти) в
отношении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, которому
в настоящее время переданы функции Министерства здравоохранения и социального
развития Российской Федерации по выработке и реализации государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения. Министерство
здравоохранения и социального развития Российской Федерации установило
обязанность для негосударственных пенсионных фондов (далее – НПФ) поддерживать
величину денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности (далее
– ИОУД) в размере 100 млн. рублей в форме типового договора об обязательном
пенсионном страховании между НПФ и застрахованным лицом и в Типовых страховых
правилах НПФ. Форма типового
договора об обязательном пенсионном страховании между НПФ и застрахованным
лицом утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 19.07.2010 № 523н. Типовые страховые правила НПФ
утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 26.08.2010 № 731н. Вместе с тем,
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации законодательно не
было наделено полномочиями по установлению минимального размера денежной оценки
ИОУД НПФ. Кроме того, величина ИОУД НПФ, установленная Министерством труда и
социальной защиты Российской Федерации в форме типового договора об обязательном
пенсионном страховании между НПФ и застрахованным лицом и в Типовых страховых
правилах НПФ, превышает требование к величине ИОУД НПФ, подавших заявление о
намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию до
01.07.2009 года, которое установлено Федеральным законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ
«О негосударственных пенсионных фондах». По мнению ФАС России,
установление Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации
обязанности для НПФ, подавших заявление о намерении осуществлять деятельность
по обязательному пенсионному страхованию до 01.07.2009 года, поддерживать
величину денежной оценки ИОУД в размере 100 млн. рублей необоснованно
препятствует осуществлению деятельности НПФ и приводит к ограничению
конкуренции на соответствующих товарных рынках. Справочно 1. В соответствии с
пунктами 1, 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам
исполнительной власти, запрещается принимать акты, которые приводят или могут
привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением
предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или)
осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: 1) введение
ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере
деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в
отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства
определенных видов товаров; 2) необоснованное
препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том
числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской
Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам. 2. Полномочия
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации установлены статьей
34 Закона № 75-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от
04.11.2003 № 669 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти,
осуществляющем государственное регулирование деятельности негосударственных
пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному
пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, надзор и
контроль за указанной деятельностью».
Прикрепления: |