Девятый арбитражный апелляционный суд 16 августа 2012 года
удовлетворил иск ФАС России об отмене решения Арбитражного суда г. Москвы,
которым, в свою очередь, был отменен наложенный антимонопольной службой на ОАО
«Сбербанк России» административный штраф, снизив его размер с 5 359 157 до 4
962 182 рублей. Напомним, 2 августа
2010 года Комиссия ФАС России признала ОАО «Сбербанк России», МКБ «Одинбанк»
(ООО), ФГУП «Почта России», а также информационно-расчетный центр и поставщиков
жилищно-коммунальных услуг г. Одинцово нарушившими часть 2 статьи 11 ФЗ «О
защите конкуренции» (часть 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции в редакции,
действующей с 06.01.2012). Нарушение выразилось
в заключении между этими организациями трехсторонних договоров, реализация
которых привела к тому, что жильцы более 250 многоквартирных домов г. Одинцово
имели возможность оплачивать жилищно-коммунальные услуги только в ОАО «Сбербанк
России», МКБ «Одинбанк» (ООО) и ФГУП «Почта России». Арбитражные суды трех
инстанций поддержали позицию комиссии ФАС России о том, что подобные соглашения
носят ограничивающий конкуренцию характер. Ответчики по делу
были привлечены к административной ответственности в соответствии с частью 1
статьи 14.32 КоАП. 5 марта 2012 года
Арбитражный суд г. Москвы подтвердил наличие события, состава и вины ОАО
«Сбербанк России» в совершении административного правонарушения, однако отменил
наложенный на этот банк штраф, указав на выполнение им
условий для освобождения от административной ответственности, которые
предусмотрены примечанием к статье 14.32 КоАП РФ. Основанием для
принятия этого решения послужил тот факт, что еще до возбуждения дела о
нарушении антимонопольного законодательства ОАО «Сбербанк России» письменно
сообщало ФАС России о возможном несоответствии этому законодательству одного из
заключенных им договоров. Кроме того, суд
принимал во внимание, что в ходе рассмотрения дела банк добровольно устранил
нарушение, подписав соглашения о расторжении трехсторонних договоров. Не согласившись с
решением Арбитражного суда г. Москвы, ФАС России обратилась в Девятый
арбитражный апелляционный суд с иском о его отмене. В судебном заседании
ФАС России просила учесть, что ОАО «Сбербанк России» обращалось в
антимонопольный орган с заявлением о возможном нарушении в связи с заключением
только одного из четырех договоров, которые впоследствии были признаны
ограничивающими конкуренцию. При этом на момент
подачи заявления ФАС России располагала информацией о заключении ОАО «Сбербанк
России» соответствующего договора, а также его копией. Эти материалы были
получены антимонопольным органом в рамках расследования по заявлению
физического лица из другого источника. Кроме того, в
судебном заседании было особо отмечено, что до вынесения решения по делу о
нарушении антимонопольного законодательства ОАО «Сбербанк России» в своих
письменных пояснениях указало на то, что заключенный им трехсторонний договор
не противоречит антимонопольному законодательству. Тем самым, фактически банк
отозвал ранее представленное заявление с признанием нарушения. Согласившись с этими доводами ФАС России, Девятый
арбитражный апелляционный суд принял решение
об отмене решения Арбитражного суда г. Москвы. В то же время,
учитывая отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств,
наложенный на ОАО «Сбербанк России» штраф был снижен арбитражным судом
апелляционной инстанции с 5 359 157 до 4 962 182 рублей.
Справка Часть 1 статьи 14.32
КоАП:
Заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в
соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации
соглашения, а равно участие в нем влечет наложение административного штрафа на
должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо
дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до
пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара
(работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение,
но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от
реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено
административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера
суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в
размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от
реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено
административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
Примечание к статье
14.32 КоАП:
1. Лицо (группа лиц,
определяемая в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации),
добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган, его территориальный
орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным
законодательством Российской Федерации соглашения или об осуществлении
недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской
Федерации согласованных действий, освобождается от административной
ответственности за административные правонарушения, предусмотренные частями 1 и
3 статьи 14.32 КоАП, при выполнении в совокупности следующих условий: - на момент обращения
лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими
сведениями и документами о совершенном административном правонарушении; - лицо отказалось от
участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или
дальнейшего осуществления согласованных действий; - представленные
сведения и документы являются достаточными для установления события
административного правонарушения. Освобождению от
административной ответственности подлежит лицо, первым выполнившее все условия,
предусмотренные настоящим примечанием.
Прикрепления: |