Конституционный Суд РФ признал не соответствующими
Конституции РФ нормы, допускающие увольнение с госслужбы беременной женщины. Дело о проверке конституционности пункта 4 части 1 статьи
33, подпункта «а» пункта 3 части 1 статьи 37 и части 3 статьи 37 Федерального
закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» по жалобе
Пугиевой Лилии Алексеевны было рассмотрено 8 ноября 2012 года.
Л.А. Пугиева была уволена с должности начальника отдела кадров и госнаград
Администрации главы Республики Ингушетия за прогул. Мотивом увольнения явилось
то, что госслужащая не сообщила руководству о причине неявки на работу.
Заявительница утверждала, что в это время
находилась на больничном по уходу за сыном-инвалидом, а также сообщила о
своей беременности. Однако требования Л.А. Пугиевой о восстановлении на работе
были отклонены, в том числе, судами кассационной и надзорной инстанций. Суды
исходили из того, что нормы федерального закона о госслужбе не предусматривают
подобной гарантии для беременных, а нормы Трудового кодекса РФ на них в данном
случае не распространяются. По мнению заявительницы, оспариваемые нормы допускают
возможность их применения вне контекста с нормами трудового законодательства,
что ведет к их произвольному толкованию и противоречит критерию правовой определенности.
Это нарушает конституционный принцип равенства всех перед законом и судом,
приводит к возможности увольнения с госслужбы беременных женщин и лишает таких
граждан конституционного права на защиту семьи, материнства и детства. По мнению КС РФ
материнство, семья и детство находятся
под защитой государства. Государственная поддержка материнства имеет особую социальную значимость.
Важнейшей задачей государства является правовая защита
материнства от неблагоприятных воздействий, негативно влияющих на здоровье
беременной женщины. В связи с этим законодатель установил соответствующие меры
защиты для беременных женщин, в частности, ограничил возможность их увольнения
работодателем.
Норма части первой статьи 261 Трудового кодекса РФ,
запрещающая увольнять беременных женщин по инициативе работодателя, относится к
числу специальных норм, предоставляющих беременным женщинам повышенные гарантии
при расторжении трудового договора. Таким образом, женщине предоставляются
льготы в период всей беременности и гарантируется сохранение рабочего места.
Аналогичная защита предоставляется беременным при прохождении муниципальной
службы и службы в органах прокуратуры. Между тем, закон о госслужбе допускает
увольнение беременной в зависимости от срока беременности, что противоречит
конституционному принципу равенства и справедливости. Поэтому оспариваемые нормы, допускающие увольнение с
госслужбы беременной женщины, не находящейся в отпуске по беременности и родам,
не соответствуют Конституции РФ.
Решения по делу заявительницы подлежат пересмотру в
установленном порядке.
Прикрепления: |