24 декабря 2012 года в 14 часов Конституционный Суд Российской
Федерации в открытом заседании
провозгласит Постановление по делу о
проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов «Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации». Запрос депутатов Государственной Думы РФ был
рассмотрен 13 ноября 2012 года. Весной 2012 года поправками в указанные Федеральные законы
были введены прямые «губернаторские» выборы, но при этом установлены требования
к выдвинутому политической партией или в порядке самовыдвижения кандидату на
должность высшего должностного лица субъекта РФ. Так, гражданин РФ может быть
выдвинут на эту должность при поддержке со стороны от 5 до 10 % муниципальных
депутатов или глав муниципальных образований (конкретный барьер в этом
диапазоне устанавливается законодательством субъекта РФ). При этом установлена
необходимость поддержки кандидата не менее чем в 3/4 муниципальных районов и
городских округов и в 3/4 внутригородских муниципальных образований города
федерального значения. Предусмотрено также право Президента проводить
консультации с политическими партиями, выдвигающими кандидатов, а также с
кандидатами – самовыдвиженцами. По мнению заявителей в КС РФ, данные поправки ввели новые
избирательные цензы, ограничивающие право граждан избирать и быть избранными,
что противоречит требованиям всеобщности избирательного права и равноправия
граждан. Заявители указывают, что кроме «Единой России», из трех других
парламентских партий ни одна не имеет такого количества депутатов и глав
муниципалитетов, которое было бы достаточно для получения предусмотренной
Законом поддержки кандидата. К тому же органы местного самоуправления не входят
в систему органов госвласти, а включение муниципальных депутатов и глав
местного самоуправления в избирательный процесс будет означать их участие в
формировании системы исполнительной власти субъекта РФ. Заявители также
указывают, что в законе не прописан порядок проведения консультации с
Президентом по поводу кандидатов в губернаторы. По их мнению, это будет
означать проведение согласительных процедур, которые глава государства может
использовать только для разрешения разногласий между органами госвласти. Заявители
просят признать оспариваемые нормы не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 3 (ч.2),
10, 12, 13 (ч.4), 19 (ч.2), 29 (ч.3), 32 (части 2 и 3), 55 (ч.3), 85 (ч.1), 130
и 132.
Прикрепления: |