18 мая 2012 года Конституционный Суд РФ постановил, что
организатор публичного мероприятия не может быть привлечен к административной
ответственности за одно лишь формальное несоответствие заявленного и реального
числа участников. Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина
Каткова Сергея Алексеевича. Дело о проверке конституционности части 2 статьи
20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 3
части 4 статьи 5 и пункта 5 части 3 статьи 7 Федерального закона «О собраниях,
митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» было рассмотрено
Конституционным Судом РФ 23 апреля 2012 года. Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях,
шествиях и пикетированиях» обязывает организатора публичного мероприятия в
уведомлении органа власти субъекта РФ или местного самоуправления указать
сведения о предполагаемом количестве его участников. Во время самого
мероприятия организатор должен обеспечить согласованные с властями условия его
проведения (в том числе относительно числа участников). Часть вторая статьи 20.2 Кодекса РФ об административных
правонарушениях (КоАП) предусматривает ответственность организатора за
нарушение порядка проведения публичного мероприятия. В ноябре 2010 года житель Тулы Сергей Катков выступил в
качестве организатора шествия, приуроченного ко Дню народного единства. В
предварительном уведомлении о публичном мероприятии, поданном в администрацию
города, он заявил участие 150 человек. В действительности же, численность шествия оказалась в два раза
больше заявленной. На основании этого факта, мировой судья счёл Каткова
виновным в совершении административного правонарушения. Суды вышестоящих
инстанций (районный и областной) оставили это решение в силе. Заявитель полагает, что оспариваемые положения противоречат
Конституции РФ, поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой,
позволяют привлекать к административной ответственности организатора публичного
мероприятия в случае явки для участия в этом мероприятии большего количества
участников, чем им указано в уведомлении о проведении данного мероприятия. По мнению КС РФ
право граждан на свободу собраний не является абсолютным и
может быть ограничено федеральным законом. Такой подход вытекает как из самой
Конституции, так и из международно-правовых актов (включая Европейскую Конвенцию
о защите прав человека и основных свобод). Однако ограничения этого права не
могут быть произвольными, а должны преследовать конституционно значимые цели. К
их числу относятся, в частности, соблюдение общественного порядка, обеспечения
безопасности, предупреждение и предотвращение их нарушений. Власти должны
стремиться к достижению баланса между интересами организаторов и участников
публичных мероприятий, с одной стороны, и посторонних лиц, с другой. В Определении от 2 апреля 2009 года № 484-О-П Конституционный
Суд указал, что орган публичной власти не может запретить или не разрешить
проведение публичного мероприятия. Он вправе лишь предложить изменить место и
(или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть
мотивированным. Однако чтобы принять одно из возможных решений, власти должны
иметь адекватное представление о предполагаемой численности участников
мероприятия. Сбор существенного количества людей в одном месте с целью
формирования и выражения ими позиции по общественно значимым вопросам создаёт
определенные риски. Для их минимизации сведения о предполагаемом количестве
участников публичного мероприятия имеют исключительно важное значение.
Поэтому организатор публичного мероприятия
должен особенно взвешенно и продуманно относиться к определению потенциального
количества участников. В частности, он должен учитывать общественную активность
по вопросу, которому посвящено публичное мероприятие. Иначе властям невозможно
будет оценить адекватность предполагаемого места проведения публичного
мероприятия, а также принять необходимые и обоснованные меры по обеспечению его
безопасности. Оспариваемые заявителем нормы предполагают привлечение к
административной ответственности в случае нарушения заявленной численности
участников публичного мероприятия. Однако само по себе превышение численности
ещё не является достаточным основанием для привлечения организатора мероприятия
к административной ответственности. Это основание возникает лишь в том случае,
если такое превышение создаёт реальную
угрозу общественному порядку, безопасности участников публичного мероприятия и
(или) посторонних лиц, сохранности имущества физических или юридических лиц.
При этом должно быть установлено, что несоответствие численности возникло
именно по вине организатора. Конституционно-правовой смысл оспариваемых норм, выявленный
в настоящем постановлении, является общеобязательным. В то же время,
законодатель вправе конкретизировать порядок и условия проведения публичных
мероприятий, а также основания привлечения их организаторов к административной
ответственности. Правоприменительные решения, вынесенные в отношении
заявителя, подлежат пересмотру.
Прикрепления: |